Пятница, 19.04.2024, 14:20
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Разработки и статьи учителей с приложениями

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ
[ Скачать с сервера (46.0 Kb) ] 26.06.2012, 08:46

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ

 

Н.П. Долганова, Е.А. Трифонова, Е.Г. Самушенкова - 

кафедра клинической психологии

РГПУ им. А. И. Герцена,  г. Санкт-Петербург, Россия


В настоящее время общепризнанной является ключевая роль семьи в становлении личности ребенка. Семья выступает как источник эмоциональной поддержки, первичного социального контроля поведения, жизненного опыта и базовых мировоззренческих установок [1]. В контексте семейных взаимоотношений и на родительских моделях ребенок осваивает способы преодоления проблемных и конфликтных ситуаций, формируется система его межличностных отношений и самоотношение, репертуар стратегий совладания со стрессом, закладываются личностные предпосылки для дальнейшей социализации, что имеет особое значение в подростковом возрасте [2, 3].

Исследования свидетельствуют, что нарушения семейных взаимоотношений и различные варианты семейной депривации затрудняют преодоление возрастного кризиса, негативно сказываются на формирующейся личности подростков, являются фактором риска поведенческих и эмоциональных проблем, а также клинически значимых психических расстройств [4]. Механизмы подобного влияния семейных нарушений имеют полифакторный характер, включают как отягощенную наследственность в отношении психических заболеваний, так и искажение формирования базовых образований личности, определяющих навыки и ресурсы психологической и социальной адаптации, в результате неадекватного воспитания. Отграничение последствий патогенного влияния условий воспитания на адаптационный потенциал подростков затрудняет высокая сопряженность семейных нарушений и семейной депривации с различными вариантами психических расстройств, усугубляющих искажения в формировании личности. Такое сочетание может приводить к недооценке личностных факторов в формировании адаптивных навыков подростков из проблемных семей, а следовательно, и недооценке возможностей психопрофилактических и психокоррекционных воздействий, что определило направленность настоящего исследования.

Цель исследования: установление взаимосвязи между особенностями условий воспитания, социальной компетентностью и стилем преодоления стресса у старших подростков (в связи с задачами обоснования направлений психологической коррекции).

Характеристика обследованных групп.

Всего было обследовано 90 подростков в возрасте 14-16 лет.

Группа 1 – 30 подростков (16 девочек, 14 мальчиков), воспитывающихся в условно благополучных семьях, учащихся средней общеобразовательной школы Кировского админис-тративного района г. Санкт-Петербурга.

Группа 2 – 30 подростков (11 девочек, 19 мальчиков), воспитывающихся в дисгармоничной семье (где хотя бы один из членов страдает нервно-психическим расстройством, алкогольной зависимостью, используются различные варианты патогенного воспитания). Подростки находились на реабилитации в отделении Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» г. Санкт-Петербурга в связи с аффективно-волевыми расстройствами (нозологические формы, представленные в разделе F9 МКБ-10: «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте»).

Группа 3 – 30 подростков (18 девочек, 12 мальчиков) с задержкой психического развития и пограничными формами умственной отсталости различного генеза, воспитывающихся в условиях семейной депривации, – воспитанники детского дома (VII, VIII вида) Кировского административного района Санкт-Петербурга.

Методы и методики исследования.

Для оценки уровня социального интеллекта использовалась методика Дж. Гилфорда [5], для оценки доминирующих копинг-стратегий – опросник «Стратегии совладающего поведения» (ССП) Р. Лазаруса и С. Фолкман [6]. При математико-статистическом анализе данных применялся частотный анализ и метод оценки различий (t-критерий Стьюдента).

Гипотеза исследования: особенности условий воспитания влияют на формирование социального интеллекта и стиля стресс-преодолевающего поведения, определяющих адаптационный потенциал личности подростка.

Результаты исследования.

По результатам сравнительного анализа, подростки, воспитывающиеся в условной благополучных семьях, в целом имеют более низкие показатели по всем шкалам опросника «Совладающее со стрессом поведение» – реже используют все виды копинг-стратегий, чем подростки двух других групп. У подростков же, воспитывающихся в детском доме и в неблагополучных семьях, отмечается высокая напряженность стратегий совладания со стрессом, свидетельствующая, по-видимому, об актуальности жизненных сложностей и опыте преодоления тяжелых стрессовых ситуаций. Наибольшая напряженность механизмов совладания отмечается у подростков из неблагополучных семей, что может рассматриваться как следствие хронической психотравматизации в семье, напряженного ожидания неблагоприятных событий и потери чувства безопасности.

Качественный анализ стиля преодоления стресса позволяет заключить, что у подростков из неблагополучных семей и детского дома преобладают эмоционально-фокусированные стратегии, тогда как подростки из благополучных семей в равной степени используют проблемно-ориентированные стратегии и ориентированные на саморегуляцию. В частности, копинг «Планирование решения проблемы» является ведущим у 30% подростков, воспитывающихся в семьях, у 13% – воспитывающихся в дисгармоничных семьях, и у 6,6% – вне семьи.

В структуре эмоционально-фокусированных стратегий у подростков, воспитывающихся в детском доме, преобладает механизм положительной переоценки ситуации, предполагающий стремление к поиску положительных сторон проблемных ситуаций, в то время как у подростков из неблагополучных семей ведущей является стратегия принятия ответственности, проявляющаяся в попытках увидеть собственную роль в неудачах и жизненных сложностях, тенденции к самообвинению.

При исследовании социального интеллекта подростков достоверные различия (р ≤ 0,01) между группами были обнаружены по всем шкалам методики Гилфорда.

Наиболее выраженный дефицит социального интеллекта отмечается у подростков, воспитывающихся в детском доме, что может объясняться ограниченностью социального опыта, бедностью круга общения, недостаточностью моделей социального поведения. Подростки, воспитывающиеся в условиях семейной депривации, испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения и эмоциональных реакций окружающих; затрудняются в установлении связи между своим поведением и его последствиями; неверно представляют себе результаты своих действий или действий других; имеют сложности в понимании общепринятых норм и правил поведения.

Подростки контрольной группы имеют средние и повышенные показатели социального интеллекта, что свидетельствует о развитой способности адекватно интерпретировать поведение людей, понимать язык невербального общения, прогнозировать реакции окружающих на своё поведение.

Подростки из неблагополучных семей занимают промежуточную позицию между контрольной группой и подростками, воспитывающимися вне семьи. Для них характерны пониженные показатели социального интеллекта, однако при значительной неравномерности в выполнении заданий субтестов. Будучи чувствительными к невербальным сигналам в общении и обладая способностью верно интерпретировать действия других людей, подростки, тем не менее, испытывают трудности в усвоении социальных норм и прогнозировании последствий собственного поведения, что свидетельствует о нарушении рефлексивного и регуляторного компонента социального интеллекта.

Полученные результаты позволяют предположить существенную роль семьи в формировании адаптационного потенциала подростка.

Выводы

§  Условия воспитания оказывают существенное влияние на формирование социального интеллекта и стиля преодоления стресса у подростков, как в норме, так и при негрубых формах психического дизонтогенеза.

§ Для подростков, воспитывающихся в неблагоприятных условиях семейной депривации и нарушенных семейных отношений, характерна высокая напряженность стратегий совладания со стрессом как результат хронической психотравматизации и готовности к неблагоприятным ситуациям. В наибольшей степени данная тенденция выражена у подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

§  В структуре стресс-преодолевающего поведения подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях и в условиях семейной депривации, преобладают эмоционально-фокусированные стратегии, отражающие пассивно-страдательную позицию в стрессовых ситуациях, тогда как у подростков, воспитывающихся в условно благополучных семьях, в равной степени представлены проблемно- и эмоционально-фокусированные копинг-механизмы.

§   Стресс-преодолевающее поведение подростков из неблагополучных

семей характеризуется выраженностью стратегии принятия ответственности, предполагающей стремление увидеть собственную роль в развитии ситуации и тенденцию к самообвинению, тогда как у подростков, воспитывающихся вне семьи, преобладает стратегия положительной переоценки ситуации.

§  Семейная депривация определяет существенный дефицит социального интеллекта подростков, а неблагоприятная семейная обстановка приводит к неравномерному, парциальному развитию социального интеллекта с дефицитом компонентов саморегуляции и саморефлексии.

1.   Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

2. Пономарев М.С. Социальная компетентность у подростков с дезадаптивным поведением : Дис. ... канд. психол. наук. – М., 2006. 

3.  Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психоциальных расстройств подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. №1. С. 63-74.

4. Девятова О.Е. Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации: Дисс. ... канд. мед. наук. – М., 2005.

5. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. – СПб.: ГП «Иматон», 1996.

6.    Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: Теория и психодиагностика. – СПб.: Речь, 2010.

Категория: Разработки и статьи учителей с приложениями | Добавил: flower
Просмотров: 1425 | Загрузок: 348 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]