Пятница, 19.04.2024, 09:52
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Разработки и статьи учителей с приложениями

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
[ Скачать с сервера (47.0 Kb) ] 19.06.2012, 07:42

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

А.Ж. Серикбаев - врач психиатр обл. наркологического центра,

У.З.Успанова - ст. преподаватель КГУ им. Коркыт Ата, 

г. Кызылорда

 

Суицидальность на сегодня, к сожалению, действительно стала проблемой и как ни прискорбно констатировать встречается и среди подростков. Изучением суицидального поведение у нас в республике занимаются ряд специалистов (психиатры, психологи, агрессиологи, социологи, философы и т.д.)  . 

Одной  из актуальных проблем суицидологии является изучение возрастных особенностей суицидального поведения. Суицид (от англ. самоубийство) – следствие болезненного и мучительного духовного и психологического кризиса, сильного внутреннего конфликта, ведущих к сужению сознания, потере смысла страданий и всей жизни.

Особенно тяжелыми и опасными, по своим последствиям, бывают кризисы у эмоциональных, легкоранимых личностей. Среди мужчин самоубийство встречается чаще, чем среди женщин. К сожалению, единой всеобъемлющей теории, объясняющей суицидальности нет.

Нет и единой точки зрения и на то, как с этим бороться.  Возникающий под влиянием значимого события сильный аффект ослабляет самоконтроль, нарушает психическое равновесие, приковывает внимание к испытанию, навязывает «аварийный» способ выхода из крайне узкого осознания происшедшего.

Ученые насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам: изменение солнечной активности, влияние магнитных полей Земли, загрязненность окружающей среды, по некоторым гипотезам, приводящая к массовому самоубийству даже китов, циклоны и антициклоны и др.

Наиболее важными для понимания суицидального поведение  являются социальные, социально-психологические и психологические причины, разрушающие личность человека, его «Я». У стрессоустойчивых личностей духовный кризис, как правило, не наступает внезапно. Негативные эмоции, порождаемые неудачами, тяжелыми событиями в личной и общественной жизни, постепенно суммируются, накладываются одна на другую. Отсюда возникает безнадежность, отчаение, психическое состояние безисходности, бессмысленности последующей жизни, что и толкает к суицид, как разрешению всех мучений, противоречий. Поиск причин  суицидального поведение  нередко приводит в прошлое человека. Неопределенность или безисходность будущего часто явный признак или стремления к самоуничтожению.  Причины, толкающие человека на отказ от жизни , как правило, тесно связаны с его ближайшим окружением (семья, родители, друзья), временная перспектива.                    

Знаменитый римский стоик , отнюдь не страдавший отсутствием жизнелюбия Сенека писал, что «возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени», что он не поднимет на себя руки, даже если будет страдать от боли, т.к. «умереть – значит быть побежденным». 

Но главным звеном в решении проблемы «быть или не быть» является сам человек. Именно от силы его личности зависит, как поведет себя в кризисном психическим состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись  с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациям, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств.

Тема самодеструктивного поведения, то есть поведения, направленного на физическое уничтожение своего организма, достаточно серьезна и требует серьезных раздумий о реальных причинах, толкающих людей на суицид.            

Суицидальное поведение подразделяется на внутренние формы (пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения, антивитальные переживания) и внешние (суицидальная попытка, завершенный суицид) [1].

Абрумова А.Г., Султанов А.А., Полякова И.В., Лазарашвили И.С. в своих исследованиях показали, что суицидальные действия совершают люди психологически здоровые в состоянии социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных кофликтных ситуаций.  Их поведение надо рассматривать как способ психологического реагирования на критическое положение, ситуацию, проблемы, избранные человеком в зависимости от ценности и значимости происшедшего события.      Отсюда следует, что у психически здоровых людей психологический кризис может привести к ситуационным реакциям на непатологическом уровне.

С     помощью типологий можно понять девиантное поведение и определить оптимальные методы лечения и исправления. В целом, сама типология предназначена для определения факторов, имеющих значение для диагностики преступных типов и применения к ним соответствующих мер воздействия, а также типология является своеобразным инструментом с помощью которого можно разделить на категории, чтобы оптимизировать меры воздействия и поддержания публичного порядка.

На сегодня психологи разработали свое объяснение девиантному поведению, статистическое представление о норме, модели индивидуальных отклонений, которые могут быть вызваны клинической типологией девиантности. Очень важно для предотвращения попытки самоубийства кому-то из окружающих заметить состояние духовного и психологического кризиса у человека, попавщего в беду, установить с ним контакт, вступить в доброжелательное общение, изменить отношение к психотравмирующему фактору.  

С позиций социальной структуры, степени отчуждения, модели деликвентного поведения и происхождения членов группы предлагаем типологию личности по Фердинаду Тенису (таблице1).

Таблица  1

Тип

Социальная структура

Степень отчужденности от общины

Подростки, избалованные попустительством родителей

Плохо организованы, иногда объединяются в компании

Несколько отчуждены от законопослушных ровесников и взрослых

Подростки с агрессивно-потребительской ориентацией

Хорошо организованы, объединяются в клубы и шайки

Делинквентное поведение неизвестно взрослым; минимальная отчужденность

Криминализированные подростки

Плохо организованы, объединяются в компании

Успешно объединяются со взрослыми преступниками в своем непосредственном окружении; в большинстве случаев не отвергаются законопослушными взрослыми

«Драчуны»

Хорошо организованы, объединяются в сплоченные группы 6 имеющие четкую структуру

Люди из непосредсвенного окружения осуждают их и относятся к ним с презрением; высокая степень отчуждения

Воры

Плохо организованы, поддерживают между собой дружеские отношения

Люди из непосредственного окружения их не отвергают; особой отчужденности нет

Подростки с расстроенным реактивным поведением

Какая-либо организация почти польностью отсуствует

Поведение почти не отличается от того, как обычно поступают взрослые

Если раньше утверждали, что деликвентное поведение определялось физической конституцией человека по Шелдону и Э.Глюк то, на суицидальность подростка сегодня могут повлиять также психические заболевания, алкоголизм родителей, просмотр фильмов с таким содержанием, тем самым они проецируют то, что увидели, суициды близких родственников. Какие бы ни были причины и мотивы суицидального поведения, его психологические предпосылки вызревают заранее у подростков. К таким предпосылкам следует отнести проблемы в миропонимании, ограниченность а общечеловеческом отношении внутреннего мира, малодушие, индивидуализм, слабость готовности к преодолению неизбежных трудностей жизни, к самоуправлению в экстремальных ситуациях.

В сфере психологии существует много подходов к изучению поведения человека. Напр., бихевиористский подход, где экспериментальные психологи интересуются только теми факторами, которые он может устанавливать, наблюдать и измерять.  

Гештальт-психологи большое значение придают деталям по сравнению с поведением в целом.  А психологи клиницисты в своих исследованиях очень близки с психиатрами.

Психологические теории поведения человека основное внимание уделяют личности. Окружающая его действительность рассматривается как источник стимулов.

Для установления индивидуальных отклонений можно использовать методику, предложенную А.Е.Личко [2] для выявления патохарактерологический реакций и неврозов, а также тесты на измерение тревожности, самосознания, тест Роршаха, опросник  ММРI.   Последняя методика представлена 10 основными шкалами: иппохондрия, депрессия, истерия, психопатические отклонения, мужские и женские черты характера, паранойя, психостения, шизофрения, гипомания, социальная интроверсия. Помимо основных клинических шкал, тест содержит шкалы  достоверности ответов (шкала F), стремление испытуемого казаться лучше, чем он есть (шкала L), а также коррекции чрезмерной замкнутости и чрезмерной открытости (шкала К ). Суицидальность связана и с типологическими особенностями личности. Так, более суицидоопасными оказались холерики и меланхолики, и менее подверженным сангвиники и флегматики (по методике Айзенка).

В целом, необходимо дать понять подростку в чем смысл жизни т.е. уяснить сущность человека, его место в мире, жизненное предназначение,  которое позволяет личности расширить жизненный горизонт и возможности.

 

1. Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. -М., 1980.

2. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков.- Л.: Медицина, 1983.

 

Категория: Разработки и статьи учителей с приложениями | Добавил: flower
Просмотров: 1781 | Загрузок: 225 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]