Четверг, 25.04.2024, 23:13
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » В помощь школьному психологу

Психологический тренинг «Тропинка к счастью».
Мальцева Юлия Геннадиевна
педагог-психолог ГУ "Школа-гимназия"
г. Курчатов
Психологический тренинг «Тропинка к счастью» для учащихся младшего школьного звена.

Пояснительная записка.
Воспитание гармоничной, полноценной личности – это один из сложнейших процессов, в котором школа играет одну из первых ролей. В этот период закладываются многие из тех личностных качеств, от которых зависит успешность ребенка в его последующей жизни, формируется мировоззрение будущего гражданина, семьянина, работника.
На сегодняшний день мы часто сталкиваемся с ситуациями семейного воспитания, в которых приоритетно уделяется внимание материальному благополучию, статусу семьи в обществе. При этом родители забывают о необходимости создания условий для развития определенных личностных характеристик, формирования собственного мнения детей, постановки перед собой соответствующих целей. При этом упускается возможность настроить ребенка на достижение этих целей, на успех в какой-либо деятельности, на оптимистический жизненный тон.
Поэтому школьный педагог-психолог, классный руководитель может заполнить этот пробел в воспитании маленьких школьников, используя различные воспитательные методы, формы, приемы. Вашему вниманию предлагается сценарий психологического тренинга для учащихся младшего школьного возраста. Следует отметить, что данное мероприятие будет особенно полезно для детей из неблагополучных семей, детей с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью.

Цель: предоставление детям возможности расширить собственные представления о человеческом счастье.
Задачи: создание ситуации, инициирующей размышления детей о понятии и содержании счастья; способствование сплочению детского коллектива, развитие чувства единения с классом; развитие уверенности учащихся в себе, повышение уровня их самооценки, снижение уровня тревожности.
Материалы: цветы из цветной бумаги, подвешенные на нитках, лист ватмана с изображением «макета» города, чистый лист ватмана зеленого цвета, цветные карандаши либо фломастеры, ручки по количеству детей, лепестки из белой бумаги по 3 шт. на каждого ребенка, листы бумаги (четверть листа формата А4) по количеству детей, колокольчик, мягкая игрушка в виде цветка, скотч, конфеты по количеству детей, музыкальное сопровождение (спокойная музыка).
Оформление: в центре комнаты лежит ковер, вокруг него расставлены почти замкнутым кругом стулья, у стен стоят рабочие столы, на них приготовлены белые лепестки и листы бумаги; на стенах развешены бумажные цветы на ниточках лицевой стороной к стене; на доске – название мероприятия, афоризмы, изречения по теме занятия, листы ватмана.
Дети рассаживаются на стулья.

Ход занятия.
Упражнение №1 «Поздороваемся»
Цель: включение в работу, создание положительного эмоционального фона.
Ведущий: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас! Скажите, ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
Сегодня я хочу пригласить вас в одну сказочную страну. Сейчас мы отправимся в эту страну.. А для того, чтобы попасть в нее, нужно сесть удобно на своем стуле, закрыть глаза. Открыть глаза можно будет тогда, когда вы услышите звон волшебного колокольчика.

Упражнение № 2 «Отправимся в путь»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, расслабление, развитие воображения.
(Звучит спокойная музыка. Во время чтения стихотворения ведущий переворачивает «волшебные цветы» лицевой стороной.)
Ведущий:

И так… реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы в волшебную страну
С вами отправляемся.
Вот и лёгкий ветерок
Наших щёк касается,
Солнышко лучистое
Всем нам улыбается.
Здесь нам дышится легко,
Ровно, ровно, глубоко.
Вот поляна перед нами
С необычными цветами…
Здесь и бабочки кружатся,
На цветы они садятся .
Вот и ветер, наш дружок
Всем принёс он холодок.
Колокольчик он задел,
Колокольчик зазвенел!

(Звенит колокольчик)

Ведущий: Ребята, вот мы с вами и оказались в волшебной стране. Посмотрите вокруг: какие красивые цветы здесь растут! Как их много! А ведь они тоже волшебные… Здесь цветы умеют разговаривать между собой. А вы хотели бы услышать, о чём разговаривают цветы, как живётся им на этой поляне?
Для того, чтобы немного побеседовать с ними, нужно представить себя такими же красивыми цветами.

Упражнение № 3 «Станем цветами»
Цель: повышение уверенности в себе, снятие мышечного напряжения.
Ведущий: Давайте, ребята, сядем на ковер. Сейчас нам нужно будет представить, что…
Мы маленькие семечки, семена волшебных цветов. Тёплый луч солнца упал на землю, на эту полянку. Он обогрел каждое семечко, из семечек проклюнулись росточки, они росли, росли (дети медленно встают) и выросли, и стали прекрасными белыми ромашками. А сейчас, ромашки, давайте познакомимся (дети по очереди называют свои имена)
Какие чудесные ромашки! Присаживайтесь на стульчики.

Упражнение №4 «Подумаем»
Цель: создание условий для размышления о том, что такое счастье.
Ведущий: Ребята, а вы хотели бы узнать о том, как живут здесь цветы? (ответы детей)
В это время в комнату входит Цветочная Фея.
Ведущий: Ребята, к нам гостья! Кто ты, прекрасная девушка?
Цветочная Фея: Здравствуйте, дорогие ромашки. Я – Цветочная Фея. Я живу в этой прекрасной стране. Я слышала, что вы хотите больше узнать о цветах? Здесь цветам никогда не бывает скучно. Они умеют разговаривать и поэтому часто рассказывают друг другу лесные новости, очень любят играть в мячик капельками росы, все вместе радуются солнышку и тёплому дождику. А если вдруг кому-то из цветов становится грустно, они утешают и успокаивают его, окружают своей заботой, любовью, нежностью, лаской, и у цветка сразу становится замечательное настроение, он становится радостным от того, что его любят. Цветы очень дружны между собой и очень любят дарить радость всем, кто оказывается рядом с ними!
Ведущий:
- Спасибо, Фея, за твой рассказ.
Ребята, а как вы думаете, счастливы ли цветы на этой полянке? (ответы детей)
Давайте с вами попробуем разобраться, что же такое счастье.
(Ведущий зачитывает отрывок стихотворения “Что такое счастье?)


Что такое счастье?
Где его искать?
Может, оно спряталось
Под мою кровать?
Там я вижу мячики,
Танк и пистолет.
Только счастья, кажется,
Под кроватью нет.
Я хожу по комнате,
Я кричу: Ау!
Может, счастье спряталось
В мамином шкафу?
Там висят на вешалках
Брюки и жилет,
Платья, юбки, кофточки...
А вот счастья нет!
Нет за телевизором,
В папином столе,
Нет его за шторами,
В кухне на плите.
Где же счастье спряталось?
Почему молчит?
Если не найду его,
Буду так сердит!


Так что же такое счастье?
(Заслушиваются высказывания детей).

Упражнение №5 «Закончим предложение»
Цель: продолжить размышления на тему счастья.
Ведущий: Сейчас, ребята, мы с вами попробуем ответить на важные вопросы о счастье. Для этого вам нужно пройти к рабочим столам. Возьмите один лепесток и напишите на нем начало предложения “Я счастлив (а), когда…” и закончите его.
Ведущий: А вот скажите, пожалуйста, можем ли мы быть счастливы в одиночку? (ответы детей) Тогда на втором лепестке закончите предложение: “Я особенно счастлив, когда рядом со мной…”
Ведущий: Иногда нам что-то мешает быть счастливыми, правда? (ответы детей) На третьем лепестке закончите такое предложение: “Я был бы счастлив, если бы…”
Ведущий: Ребята, цветочкам и Цветочной Фее интересно узнать, когда же вы бываете счастливы? Кто хочет зачитать то, что он записал на лепестке? (дети по желанию зачитывают написанные фразы). Хорошо, молодцы!
По ходу выполнения упражнения ведущий с Цветочной Феей наклеивают эти лепестки на ватман зеленого цвета в виде цветов.

Упражнение № 6 «Построим»
Цель: создание для каждого ребенка возможности почувствовать себя в центре внимания, тем самым повысить свою самооценку, почувствовать себя уверенно, формирование чувства единения с группой, способствование сплочению группы.
Цветочная Фея: Ребята, а вы знаете, что здесь, в нашей стране можно построить “Город счастья”? А давайте и мы с вами попробуем это сделать?
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам нарисовать, что же такое счастье (дети выполняют рисунки на листах бумаги). А теперь мы с вами из этих рисунков построим Город счастья (дети вместе с Феей наклеивают рисунки на лист ватмана в виде домов).

Цветочная Фея: Посмотрите, ребята, какой замечательный у нас получился “Город счастья”. А ещё на этой волшебной полянке мы с вами можем загадать одно желание, такое, которое окажется важным и нужным для каждого из нас. Давайте посоветуемся.
(Дети высказывают свои предположения по поводу желания).
Ведущий: Ребята, а кто из вас хочет быть по-настоящему, счастливым человеком? (все дети поднимают руки). Так давайте все вместе дружно пожелаем: Мы хотим быть счастливы!(дети хором повторяют желание)
Цветочная Фея: Вы обязательно будете счастливы! Ваше желание обязательно сбудется! А сейчас я каждому из вас подарю маленький кусочек счастья (раздает детям конфеты и прощается).

Упражнение №8 «Вернемся домой»
Цель: способствование сплочению группы, создание положительного эмоционального фона в конце занятия.
Ведущий: Ребята, нам пора возвращаться домой. Цветочная Фея оставила нам в подарок цветок (показывает искусственный цветок). Сейчас мы встанем в круг и будем передавать цветок по круг. Передавая цветок, пусть каждый из вас поделится частичкой своего тепла и пожелает соседу счастья. Когда цветок обойдет полный круг, мы снова окажемся дома.


Ребята, вот этот Город счастья остаётся с вами в память о нашем путешествии в волшебную страну цветов. Всего вам хорошего! Будьте счастливы!
Категория: В помощь школьному психологу | Добавил: yuliya7m (01.12.2011)
Просмотров: 10817 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Маржан  
Очень хороший тренинг. Я считаю такой тренинг способствует сплочению классного коллектива, помогает повысить у детей уровень самооценки, помогает ребёнку повысить свою уверенность.

1 Лора  
Тренинг увлекательный, эффективный. На мой взгляд, чуть больше двигательной активности необходимо детям младшего школьного возраста наряду с психогимнастическими, арт-терапевтическими и релаксационными техниками.
с уважением, Лариса Кавелина, психолог г.Астана

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]