Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » В помощь школьному психологу |
Коррекционно-профилактическая работа с родителями
Коррекционно-профилактическая работа с родителями В работе школьного психолога важнейшим звеном коррекционной работы является работа с родителями. Цель такой работы состоит в повышении з;ровня родительской компетентности и тем самым в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. Работа с родителями предполагает освещение таких проблем, как закономерности психического развития, роль наследственности и среды в формировании личности ребенка, значение активной деятельности ребенка, опосредованной общением со взрослым. Особенно важной представляется работа психологов с родителями подростков и старшеклассников. Это связано, прежде всего, с тем, что зачастую родителей пугают изменения, происходящие с ребенком в подростковом возрасте, они не всегда адекватно справляются с трудностями, сопровождающими подростковый период. Что касается юношеского периода, то основная проблема, с которой сталкиваются родители, это затруднения ребенка в связи с профессиональным самоопределением. В связи с этим работа психолога с родителями учащихся средней школы должна быть направлена на осмысление родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, путей и способов перестройки системы отношений с ребенком как средства преодоления негативных проявлений в кризисах. При этом в работе с родителями психолог должен стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны его личности, обратить внимание на «слабые» стороны и наметить пути их компенсации (Основы возрастно-психологического консультирования: Учебно-методическое пособие для студентов фак. психол. гос. ун-ов/Под ред. А.Г.Лидерса. — М.: Изд-во Моск. университета, 1991.) Эта работа, как и любая коррекция, может проводиться в двух формах: индивидуальной и групповой. Эти формы работы могут быть представлены соответственно: 1) консультативной или психотерапевтической беседой; 2) родительскими группами; 3) коррекцией детско-родительских и семейных отношений, когда в процессе коррекции принимает участие вся семья. Индивидуальная работа может строиться в виде консультативной или психотерапевтической беседы, в соответствии с правилами ведения беседы (в форме «ведения случая»). Н.В.Самоукина предлагает краткое описание методики ведения конструктивного диалога, разработанной американскими специалистами. Выполняя сформулированные правила и советы, можно наладить взаимодействие с родителями трудных детей (Самоукина Н.В. Игры в которые играют... - Дубна: «Феникс», 1996.) 1. He следует отстаивать собственную позицию. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда психолог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка. Другими словами, основная цель беседы с родителями трудного ученика состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение, а в том, чтобы объединить усилия школы и семьи. 2. Важно обсудить проблему, а не личные качества ученика. Важно, чтобы в процессе беседы психолог не «переходил на личность». Положительных результатов беседы с родителями трудно достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. В итоге психолог (или педагог) окончательно лишится поддержки родителей. Чтобы избежать такого результата, необходимо направить беседу на обсуждение проблем воспитания, сформулировать перед родителями психолого-педагогический «диагноз» учебной деятельности и поведения ребенка: по каким объективным и субъективным причинам он плохо учится и нарушает дисциплину, что можно сделать, чтобы улучшить положение. Продумайте с родителями и другие возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали уверенность психолога в том, что проблема может быть решена. 3. Необходимо учитывать личные интересы родителей. Если психолог признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предлагает привлечь к своим занятиям ребенка: можно брать ребенка на рыбалку/на художественные выставки, в театр, — то эффективность «педагогического воздействия» на ребенка намного повысится. Можно посоветовать родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами: чинить машину, строить дачу, делать ремонт в квартире, ухаживать за больной бабушкой и т.д. Случается так, что на беседу приходят отец и мать, не имеющие никаких увлечений и интересных занятий. В этом случае задача психолога состоит в том, чтобы предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми либо в школе, либо вне ее. Важно заинтересовать родителей в том, чтобы дети проводили с ними как можно больше времени. 4. Влияние генетики. Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но это влияние не безгранично. Каждый педагог и психолог, опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок и, наоборот, из «хорошей» — «плохой». Дело в том, что отношение к ребенку значимых для него людей, их оценка его характера и способностей действуют на него как внушение. Если ребенку с первого класса в школе относятся как к ребенку «из плохой семьи», то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять успеваемость и поведение ребенка «из плохой семьи» при положительном, подкрепляющем отношении к нему учителя. Психолог и родители: вместе против проблемы, а не против друг друга. Беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика пройдет успешно, если, во-первых, удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если и психолог и родители воздержались от упреков и обвинений. В-третьих, если удачно сформулирована проблема воспитания и родители поняли и приняли эту формулировку. И, в-четвертых, если психолог и родители обсудили совместные действия. Наряду с индивидуальными формами работы с родителями используется групповая работа — руководство родительскими группами. Включение родителей в состав группы может быть рекомендовано в тех случаях, когда существует эмоциональное принятие родителями ребенка в сочетании с межличностными трудностями общения. Руководство родительскими группами ставит своей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых фактов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. Руководство родительскими группами может осуществляться в форме консультирования по частным проблемам, а также в форме специального родительского тренинга (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М.: МГУ, 1990.) В случае необходимости, могут быть рекомендованы занятия в психотерапевтических группах для решения психологических проблем самих родителей, проведение которых получило широкое распространение в рамках семейного консультирования. Специальное обучение родителей (родительский тренинг) преследует цель повышения чувствительности родителей к переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения (Там же.) Одним из широко известных и эффективных тренингов, проводимых с родителями, является тренинг родительской эффективности (компетентности) Т.Гордона. Источник: http://Работа с родителями | |
Просмотров: 1860 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |