Пятница, 29.03.2024, 17:59
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » В помощь школьному психологу

ЧЕМУ УЧАТ «УРОКИ СЧАСТЬЯ»?
ЧЕМУ УЧАТ «УРОКИ СЧАСТЬЯ»?

Люди могут быть счастливы
лишь при условии, что они не считают счастье
целью жизни.
Джордж Оруэлл

Задача сделать человека cчастливым
не входила в план сотворения мира.
Зигмунд Фрейд

Можно ли научить человека быть счастливым? До недавних пор педагоги и психологи практически не задавались этим вопросом, полагая ответ на него сам собою разумеющимся.

Для первых главной задачей выступало привитие формирующейся личности одобряемых обществом качеств — трудолюбия, честности, дисциплинированности и пр., обладание которыми, как предполагалось, само по себе должно обеспечить правильное поведение и, как следствие, душевное благополучие. При этом, разумеется, не в последнюю очередь требовалось овладение широким набором знаний, умений и навыков, на основе которых и становилась возможной продуктивная общественно полезная деятельность.

Вторые в своем подходе вольно или невольно руководствовались идеей Пьера Буаста: «Истинное счастье — вещь отрицательная: оно состоит в отсутствии бедствий». То есть если человек подвержен душевным невзгодам, психолог видел свою задачу в том, чтобы человека от них избавить; а коли человек не подвержен душевной смуте, то чего ж еще желать?!

Однако жизнь учит: прополка поля от сорняков еще не гарантирует богатый урожай — необходимо бросить в землю семена тех плодов, которые мы рассчитываем получить. Что же это за семена? Ответ, предлагаемый традиционной педагогикой, вряд ли можно считать удовлетворительным. Мы можем привить растущему человеку всяческие добродетели, научить его решать множество разных задач, но тем самым еще не сделаем его счастливым. Разве мало на свете умных, добрых, порядочных людей, компетентных специалистов, которые вопреки всем своим достоинствам и знаниям глубоко несчастны?

В попытке решить эту проблему на рубеже веков во весь голос заявило о себе новое научное направление — так называемая позитивная психология. Зачинателями нового направления, как это чаще всего и бывает в современной психологии, выступили американцы, но их опыт был быстро подхвачен в разных странах и, самое главное, кое-где даже переведен в практическую плоскость. Так, в тысячах школ Великобритании в этом учебном году введен новый предмет с красноречивым названием «Уроки счастья».

Информационные агентства всего мира поспешили возвестить об этом событии как о революционном прорыве в деле воспитания подрастающего поколения. И сами психологи, принадлежащие к быстро вошедшему в моду позитивному направлению, не устают трубить в фанфары (хотя плоды их усилий еще не собраны — лишь брошены в землю первые семена).

Тут, пожалуй, и нам, как это принято в последние годы, пора пуститься вдогонку за «просвещенным Западом». Правда, поначалу все-таки нелишне было бы разобраться, какие семена разбрасывают заморские сеятели и какие из них обещают получиться плоды.

Проблемы детей глазами отцов

Падение нравственности подрастающего поколения, недостойное, а зачастую просто антиобщественное поведение подростков и юношей, их нарастающее душевное неблагополучие, похоже, вызывают беспокойство не только в нашей стране. (Кстати, статистические данные, касающиеся подросткового пьянства, наркомании, хулиганства, преступности, сексуальной распущенности у нас еще не самые ужасающие — в сравнении с «цивилизованным миром».) В нашей стране собираются решать эту проблему посредством привития юношеству христианских добродетелей в ходе изучения в школе основ православной культуры как особого учебного предмета. Англичане, давно и безуспешно опробовавшие подобный подход, на сей раз избрали другой — психологический.

По мнению руководства британской системы образования, проблемы современного юношества в основе своей психологические. Это заниженная самооценка, недостаточная уверенность в себе, неумение ладить с людьми, общее негативное мироощущение. Всё это в сумме подталкивает молодых людей к депрессии, суициду, разного рода зависимостям и порокам. Поэтому в решении широкого спектра молодежных проблем начинать надо с истоков — с формирования позитивного мироощущения и душевной гармонии. С этой целью и разработана программа «Уроков счастья».

В большинстве газетных сообщений об этом начинании подчеркивалось, что, запланированное как общенациональное, оно поначалу охватывает всего около двух тысяч самых неблагополучных школ в бедных районах, где означенные проблемы стоят особенно остро. Любопытно, однако, что зачинался данный проект вовсе не в школах рабочих предместий и иммигрантских гетто, а в весьма респектабельном учебном заведении с полуторавековой историей. В качестве экспериментальной базы по обучению счастью была выбрана одна из самых престижных средних школ страны — Веллингтон-колледж. Эта частная школа, основанная в 1853 году, получила название в честь герцога Веллингтона — победителя Наполеона в битве при Ватерлоо. Теперь там школьников 14–16 лет учат быть счастливыми.

Уроки счастья там теперь такая же обязательная часть школьной программы, как уроки физики, литературы или физкультуры. Немалую роль в этой «школьной революции» сыграл директор Веллингтон-колледжа известный британский историк Энтони Селдон. Написанные им биографии Уинстона Черчилля и Маргарет Тэтчер были удостоены литературных премий. А недавно опубликованная биография Тони Блэра вызвала оживленную дискуссию в Великобритании. Не будучи сам специалистом-психологом, мистер Селдон в своем начинании решил опереться на разработки кафедры позитивной психологии, которая с недавних пор существует в Кембриджском университете и, в свою очередь, следует в русле идей известного американского психолога Мартина Селигмана.

Как же понимают душевную гармонию и благополучие в туманном Альбионе?

Важнее арифметики

Предоставим слово самому Энтони Селдону. (Далее — почти дословный пересказ его суждений, высказанных в многочисленных интервью.)

Что же такое счастье, в чем оно состоит? Быть счастливым означает способность и возможность реализовать свой творческий или интеллектуальный потенциал, а также способность жить в гармонии с окружающими людьми. Если следовать этому определению счастья, то многих людей в мире не назовешь счастливыми: им не удается реализовать свои надежды и дарования и они не способны создать гармоничные и бесконфликтные отношения с окружающими.

Главное умение, которое должно быть в юные годы привито растущему человеку, — умение радоваться жизни. Это гораздо важнее, чем любые другие знания, умения и навыки, традиционно культивируемые школой. По этому вопросу педагог-гуманист высказывается категорично: «Намного важнее научить детей тому, как жить в этом мире и как познать самого себя, чем научить их извлекать квадратный корень из единицы. Это намного важнее уроков математики или других естественных наук. Возможно, им в какой-то мере понадобится или вообще не понадобится в будущем математика, но 24 часа в сутки на протяжении всей жизни им придется жить с самим собой. Вот почему так важно научить их чувствовать себя счастливыми».

Какими же средствами достигается желаемый результат?

«На наших уроках мы пытаемся заставить учащихся раскрыться для счастья, осознать его потребность и подготовить почву для возникновения этого ощущения. Уроки счастья во многом посвящены практическим вещам: тому, как правильно ухаживать за своим телом и следить за здоровьем, как правильно расслабиться после напряженной работы, как правильно есть и спать. Как говорится, в здоровом теле — здоровый дух.

Замечено, что страдающие от депрессий и гневливые люди обычно пренебрегают своим телом и здоровьем, слишком много пьют, придерживаются нездоровой диеты, не умеют отдыхать. Дети будут учиться также тому, как завязывать и сохранять хорошие отношения с окружающими. Ничто в нашей жизни так не способствует ощущению счастья, как хорошие отношения с людьми.

На этих уроках будет делаться акцент и на самопознании — детей будут учить лучше понимать самих себя. Прискорбно, что во всем мире в школах детей не учат понимать самого важного человека в их жизни — самого себя. Огромное число людей, будь то в Америке, России или Китае, практически ничего не знают о себе. Невозможно реализовать собственный потенциал, если не знаешь, что ты собой представляешь.

Ну и конечно, мы знакомим детей с навыками, которые помогут им приблизиться к счастью, — их разрабатывает позитивная психология — наука, на основе которой разработана наша методика преподавания. Вот лишь один пример такого навыка. Исследования показали, что ведение так называемого дневника благодарностей делает человека счастливее. Люди, которые ежедневно записывают в этот дневник пять вещей, за которые они благодарны другим людям, оказываются намного счастливее и оптимистичнее тех, кто этого не делает. Всему этому можно и нужно учить людей уже в школьные годы.

Надо сказать, что и методы преподавания, и усвоение этого предмета во многом отличны от преподавания и постижения других школьных дисциплин. На уроках счастья акцент делается на самопознании и рефлексии, а не на усвоении определенного объема информации. На этих уроках невозможно пассивное усвоение материала: ученики должны размышлять о собственной жизни, заниматься самооценкой. Цель этих уроков — заставить людей ощутить потребность в счастье, понять, что может сделать их счастливыми и как этого добиться».

Иными словами, основное содержание нового предмета — навыки здорового образа жизни и эмоциональной саморегуляции, коммуникативная компетентность, приемы позитивного мироощущения. Результатом приложенных педагогических усилий должно стать повышение самооценки учащихся, победа над эпидемией подростковой и юношеской депрессии, воцарение всеобщего оптимизма и дружелюбия.

Так и слышатся придыхания отечественных «гуманистов», не устающих поносить «казарменную» российскую школу: «Золотые слова! Пора бы и нам…» Вот только не рискует ли это золото обернуться для непредвзятого взгляда самоварным?

Не все то золото, что блестит

Британская система образования — заметим, не нынешняя, либеральная, а прежняя, консервативная, — справедливо заслужила репутацию одной из лучших в мире. Ее питомцы построили великую империю, цивилизовав и окультурив огромные пространства и народы, прозябавшие в средневековье, а то и в каменном веке. Они совершили промышленную революцию, построили первую в мире железную дорогу и метрополитен, покрыли планету сетью самых совершенных для своего времени коммуникаций. И руководствовались при этом простым принципом: «Жизнь — не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать и честно довести его до конца».

Их изнеженные потомки, которых либеральное воспитание приучило превыше всего ценить радости жизни, развалили всё созданное отцами и дедами и сегодня беспечно проматывают последние крохи их наследия. Единичные бастионы английского образования, вроде Итона или Оксфорда, отчаянно пытаются сохранить вековые традиции, но и их угрожает поглотить подступающий потоп безграмотности и бескультурья. Более половины британцев сегодня функционально неграмотны, и это не позволяет им полноценно справляться с профессиональными обязанностями.

Сколько будет, если от двух отнять 1,58? Каждый четвертый британец не способен решить подобную задачку, если ему потребуется подсчитать сдачу с двух фунтов стерлингов при стоимости покупки 1,58 фунта. Это с горечью констатируют составители обнародованного правительственного доклада.

Еще пример оттуда же: каждый пятый британец не способен отыскать при надобности в справочнике телефон водопроводчика, поскольку по уровню грамотности стоит ниже 11-летнего ребенка.

Чему тут удивляться, если, согласно новой доктрине, умение чистить зубы и любоваться на себя в зеркале провозглашается важнейшей задачей школьного обучения?

Критики такого подхода, чьи выступления на либеральном Западе предпочитают замалчивать, заявляют: нарастающая деградация школьного образования обусловлена формально объяснимой, но по сути своей циничной и недальновидной политикой. В постиндустриальном обществе преобладающим слоем населения становятся «новые бедные» — люди, достаточно обеспеченные, чтобы не голодать, но в силу своей интеллектуальной и культурной ограниченности не имеющие никаких шансов продвинуться по социальной лестнице.

Преодоление их ограниченности и должно было бы стать генеральной задачей образования (причем, как свидетельствует опыт той же советской школы, задачей вполне выполнимой), но ее решение представляется весьма трудоемким и дорогостоящим. Но нельзя же допустить разрастание армии недовольных агрессивных бунтарей. Взамен желательно сформировать поколение недалеких самодовольных оптимистов, умеющих находить скромные радости в доступных им благах общества потребления. Тем более что заполнить какой-нибудь «дневник благодарностей» гораздо легче, чем решить контрольную по физике.

Впрочем, критика нового начинания не исчерпывается лишь социально-политическим аспектом.

Да здравствует грусть!

Вспомним, какие обстоятельства послужили основанием для внедрения нового курса. Это, в первую очередь, разрастание эпидемии подростковой депрессии, низкая самооценка, от которой якобы страдают многие школьники и, как следствие, — распространение нежелательных форм поведения. Но действительно ли сложившаяся ныне ситуация так плачевна? И могут ли ее изменить навыки позитивного мироощущения?

На сей счет психологи расходятся во мнениях. Так, масштабы «эпидемии» некоторые находят сильно преувеличенными. Естественные перепады настроения, вполне объяснимые негативные переживания, огорчения и печали, без которых не обходится жизнь ни одного человека, сегодня все чаще объявляются серьезными психологическими проблемами и даже расстройствами. Уныние клеймится диагнозом «депрессия», о застенчивости рассуждают в терминах аутизма, недостаток произвольности поведения с легкостью оборачивается «синдромом гиперактивности с дефицитом внимания».

О том, сколь неоправданно расширительным бывает толкование последнего диагноза, «Школьный психолог» уже писал (см. № 23/2006). То же самое можно сказать и о большинстве других «расстройств». Вот лишь несколько названий книг, появившихся в последние годы. С.Кирк, Х.Катчинс. «Превращение нас в безумцев: как психиатры создают психические расстройства». К.Лэйн. «Застенчивость: как нормальное поведение превратилось в болезнь». А.Хорвиц, Дж.Уэкфилд. «Утрата печали: как нормальную грусть превратили в депрессивное расстройство».

И еще одна из, пожалуй, наиболее любопытных книг: Э.Уилсон. «Долой счастье, да здравствует грусть». В этом провокационном сочинении автор, британский психолог, справедливо вопрошает: почему печаль уравняли с депрессией, разве это болезненное состояние? Разве можно считать полноценным человека, утратившего способность к душевному страданию? И не является ли новомодный культ душевного благополучия рассадником блаженных идиотов, чей эмоциональный мир катастрофически обеднен урезанием естественных человеческих чувств?

Не всё однозначно ясно и с самооценкой. То, что у душевно благополучных людей, состоявшихся и успешных, самооценка редко бывает заниженной, — факт очевидный. Но что есть причина, а что следствие?

Если у человека в порядке обмен веществ, то у него обычно здоровый и приятный цвет лица. Так давайте для пользы организма придадим его лицу приятный цвет косметической пудрой! Абсурдная метафора, не правда ли? Беда лишь в том, что она совершенно адекватно описывает суть уроков по повышению самооценки.

Что же касается распущенного поведения, слишком часто выходящего за рамки приличий и даже закона, то откуда взяться иному поведению в отсутствие внешне установленных рамок и тормозов? Зачем держать себя в руках, если «каждый вправе быть самим собой»? Зачем соблюдать приличия, если «каждый имеет право на конгруэнтное самовыражение»?

Старая английская школа была школой розги. Многие еще совсем не старые англичане с содроганием вспоминают, как в детстве подвергались унизительным и болезненным публичным истязаниям (подобного в России и долгожители не припомнят). В конце концов — кстати, не так уж и давно — этой возмутительной практике был положен конец. Остается только недоумевать, почему отказ от одной крайности в очередной раз обернулся другой крайностью? Сегодня английский учитель не смеет поставить на место зарвавшегося бездельника и хама… чтобы не травмировать его ранимую самооценку!

Не слишком ли далеко зашла современная педагогика в своем либерализме? И какие уроки из ее достижений нам действительно следовало бы извлечь?

Психолог спешит на помощь

Трудно поспорить с замечательной мыслью о том, что воспитание счастливого человека — важнейшая педагогическая и психологическая задача. Вот только вряд ли возможно с нею справиться, поставив ее в качестве цели. Человек обретает счастье, живя полнокровно, ставя перед собой достойные цели и умея их достигать. А для этого в первую очередь необходим тот потенциал в виде знаний, умений и навыков, которым испокон веку снабжала растущего человека школа.

Разумеется, элементарные психологические знания, навыки эмоциональной саморегуляции и продуктивной коммуникации тут далеко не лишние, но едва ли следует именно их ставить во главу угла. Наверное, идеальный выпускник школы — человек, умеющий решать жизненные задачи, потому что освоил этот навык на примере множества учебных задач и обладает достаточным интеллектуальным потенциалом, чтобы встретить любой жизненный вызов. Это и есть подлинный путь к счастью, которое, впрочем, не следует понимать как постоянное душевное блаженство.

Полноценный человек должен уметь гневаться, страдать и горевать, иначе он никогда не ощутит счастья в истинно человеческом смысле этого слова. А когда страдания растущего человека становятся нестерпимыми, на помощь и должен прийти психолог. Ведь одно из важнейших его профессиональных умений — помогать людям избавляться от взгляда на мир сквозь черные очки. Но почему-то не хочется соглашаться с теми, кто предлагает взамен черных очков розовые.

Сергей СТЕПАНОВ

Источник: http://психология новой эры
Категория: В помощь школьному психологу | Добавил: flower (27.10.2011) | Автор: Asselya Alimzhan E
Просмотров: 1336 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]