Чужой опыт ничему не учит или… - В помощь школьному психологу - Каталог статей - Школьный психолог
Понедельник, 05.12.2016, 01:21
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » В помощь школьному психологу

Чужой опыт ничему не учит или…
Светлана Абрамова, делится бесценной для начинающих школьных психологов информацией.
 
«Устроился на работу
школьным психологом…
Помогите!»
(из форума)
После окончания университета я оказалась в школе. Не скажу, чтобы у меня был какой-то особый выбор: кафедры ВУЗов, как из-вестно, не резиновые, многих сегодняшних профессий «бизнес-тренер, коуч, рекрутер, эйчар» в 90х годах не было и в проекте, а в ГорОНО меня поначалу и в школу-то брать не хотели: «У нас и методиста по психологам нет…». Но сегодня, оглядываясь назад, я думаю, что это был вынужденный, но, тем не менее, правильный шаг. Если Вы собираетесь заниматься консультированием, а тем более, психотерапией, начните со школы. Где еще Вы сможете так интенсивно работать с таким большим возрастным диапазоном, не по учебнику, а в жизни сориентироваться в закономерностях и от-клонениях возрастного развития психики? Если Вы планируете идти в бизнес-тренеры, начинайте со школы. И не потому, что взро-лые – это по-другому одетые дети, просто, если Вы сможете вести подростковую группу и наладить контакт с 8м «г», то справитесь с любой бизнес-группой.
Мой дебют был, правда, не очень удачен. Вооружившись «Настольной (или Рабочей?) книгой школьного психолога» я храбро шагнула за порог, ведь у меня, по мнению книги, был как минимум год, чтобы просто «адаптироваться к школе, изучить ее, познакомиться с педагогами и учениками…», а через время я обнаружила себя робко (и безуспешно) отбивающейся от попыток «заткнуть» мной дыры в расписании, пустые места в классных часах и родительских собраниях, ведущей Коррекционные Группы (тогда в моем сознании это были слова с большой буквы) и работающей (как?!) по заказу администрации с проблемными классами.
Основные положения работы школьного психолога были разработаны еще в те времена, когда случаи работы психолога в школе были единичными. На данный момент, только очень ленивый институт с гуманитарным уклоном не осуществляет подготовку психологов и огромное количество свежеиспеченных коллег ежегодно отправляется в школу, приступая к работе все по тем же основным направлениям:
- психологическое просвещение
- психопрофилактика
- консультирование
- психодиагностика
- коррекция
- профориентационная деятельность
Эти направления расписаны в великом множестве разнообразной литературы, призванной помочь школьному психологу, начиная от классической Дубровиной с соавторами и заканчивая сборниками неопознанных цитат в опусах Рогова и Столяренко. Но сходны они все в одном – по всем этим направлениям школьный психолог должен работать непосредственно с детьми, с их (детей) родителями и педагогами. Причем, что существенно, одновременно, и желательно, одинаково эффективно.
В памяти всплывает светлый образ сторукой богини Шивы, наложенный на исконно-русское «и швец, и жнец, и на дуде игрец»…
А как же реально протекает практическая деятельность школьного психолога?».
Начнем с начала.
1. Психологическое просвещение сводится, как правило, к участию в педсоветах и родительских собраниях. Иногда к ним добавляются классные часы, особенно в тех случаях, когда их больше нечем заполнить.
2. Следующее направление работы – психопрофилактика, в основном не реализуется никак. Для того, чтобы эта работа была по-настоящему результативной, психопрофилактические мероприятия нужно проводить планомерно и целенаправленно, а не от случая к случаю, и, желательно по разработанным программам, по результатам предварительно проведенной диагностики, с определенной выборкой учащихся. К тому же сама формулировка: «предупреждение возможного неблагополучия» прямо ассоциируется скорее с ясновидящей Вангой, гаданием по руке и на кофейной гуще, чем с работой специалиста.
3. Консультирование – в рамках школы вообще вопрос особый, требующий системного анализа сложившейся ситуации. Априори считается, что консультация может быть эф-фективной, если клиент испытывает потребность изменить свое поведение в ситуации (или свое отношение к ситуации); приходит на прием к психологу и готов сотрудничать с ним. Реально начало психологической консультации в условиях школы выглядит примерно так: распахивается дверь. Возмущенный педагог волочит упирающегося ученика. «Вот, пожалуйста, делайте с ним, что хотите»! Не нужно даже обладать развитой фантазией, чтобы предположить, как пойдет дальнейшее развитие консультативного процес-са.
4. Психодиагностика – слово мифическое, обладающее каким-то магическим действием. Обаяние самого процесса – «не мешайте, я занимаюсь диагностикой», «продиагностировав ребенка мы видим»,– вытесняет закономерный вопрос – а зачем? Почему выбираются именно эти методики, именно для этого ребенка? Ответами обычно не озадачиваются – слишком привлекательно оперирование цифрами и сочетаниями цифр. Опять-таки, с учетом того, что большинство школьных психологов берет методики из книг подобных незабвенным «Лучшим психологическим тестам» (или из И-нета, о котором вообще молчу), о качестве диагностической работы просто не приходится говорить.
5. Коррекция. Снова магическое слово. На этот раз – «занятие». Что это такое в применении к работе психолога, чем оно наполнено – не знает, наверное, никто. Чаще всего на подобных «занятиях» психолог подменяет собой учителя начальных классов, пытаясь дать ребенку те же знания, но в игровой форме. Особой пользы (впрочем, как и особого вреда), правда, эти «занятия» не приносят…
6. Школьные психологи из-за большой нагрузки не могут проводить с каждым выпускником индивидуальные профконсультации, и профориентация в школах либо не проводится вовсе, либо настолько оторвана от положения дел на рынке труда, что является не реалистичной. С появлением свободного рынка и безработицы, необходимо учитывать потребности общества, чтобы человек, получив профессию, не оказался клиентом службы занятости. Для проведения качественной профориентационной работы психолог должен знать спрос и предложение, диктуемые современным рын-ком труда, на специалистов разных профессий, а так же требования, предъявляемые к людям, их избирающим. Поскольку деятельность профконсультанта одновременно усложнилась, требуя постоянного поиска информации, и стала более разноплановой, она оказалась на данный момент прерогативой психологов, консультирующих либо в службах занятости населения, либо в кадровых агентствах. Школьный психолог не обладает сейчас ни возможностью, ни временем для проведения качественной профориентационной работы…
Современный подход к деятельности школьного психолога
Как правило, психолог в школе работает по прецеденту, то есть, возникает проблема, – приглашается психолог. Мы считаем, что порочную практику работы «по вызову» необходимо прекращать, заменяя ее повсеместно целенаправленной, систематической, скоординированной работой, направленной на нормализацию самой главной ля ребенка деятельности – школьной. Школьный психолог не должен работать как пожарная команда. Основное направление его работы – не решать проблемы, а предупреждать их. Главное звено работы психолога в такой модели – начальная школа, где можно еще что-то изменить, а когда проблемы (долго существовавшие латентно) проявляются в 7 – 8 классе, зачастую бывает уже поздно что-то предпринимать. Развитие и компенсация важны именно в младшем школьном возрасте, в средней школе они практически не возможны. Согласно результатам последних исследований, коррекционная работа, проводимая психологом раз в неделю, дает практически нулевой результат. Главное – не организовать коррекционные занятия, а нормализовать отношение к ребенку со стороны учителей и родителей, с которыми ребенок проводит гораздо больше времени, чем с психологом, т.е. обеспечить каждому ребенку условия развития, соответствующие его возможностям.
Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа начинает предъявлять ко всем одинаковые требования. Несоответствия этим требованиям, отклонения от них в любую (даже лучшую) сторону оказываются абсолютно не желательны, и могут значительно осложнять жизнь школьника. Что бы мы ни говорили об индивидуальном подходе в обучении, он оказывается практически не реализуемым, и не только из-за того, что в классе более 30 учащихся. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии оценки этого – так же едины для всех. Организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий тоже едины.
Мы не обсуждаем здесь рациональность режима. Важен тот факт, что очень разные дети, поступая в первый класс, попадают в одинаковые условия, к ним предъявляются единые требования вне зависимости от их индивидуальных психологических возможностей, исходного уровня развития интеллектуальных способностей и сформированости начальных школьных навыков.
Ни для кого не секрет, что с первого класса начинаются неприятности не только у слабо подготовленных, но и у одаренных детей. Существуют и другие индивидуально-психологические особенности, которые далеко не всегда очевидны, часто выясняются только при специальной диагностике, но порождают проблемы в обучении с первого дня. К ним относятся: сниженный уровень интеллекта ребенка (субнорма), характеризующийся отсутствием зачатков понятийного мышления; резкая дисгармоничность интеллекта ребенка с недостаточным развитием его вербальных подструктур; наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка; неврологические осложнения, легкая органика, функциональные нарушения в работе головного мозга; недостатки психомоторного развития и зрительно-моторной координации.
Определенную проблему представляют «вербальные акселераты». К ним относится большинство отличников младших классов. Этих детей принимают за одаренных, а они не оправдывают надежд: снижают успеваемость в средней школе, несмотря на исключительные усилия и старательность. Пытаясь сохранить статус, они могут «заучиться» и довести себя до нервно-психического истощения, подорвать здоровье. А ведь им тоже легко помочь, если сделать это вовремя.
Проведение комплексного психологического обследования детей позволяет глубже понять индивидуальные возможности каждого, составить прогноз, разработать рекомендации для учителей и родителей, выполняя которые удается избежать осложнений в обучении и развитии.
Диагностика является не самоцелью, а только средством (хотя и обязательным и достаточно сложным), с помощью которого обеспечивается необходимая информационная база для планирования дальнейшей психологической работы. Отсутствие комплексного психолого-педагогического обследования приводит к тому, что вовремя не обнаруженные дисгармоничность или легкие отклонения в развитии порождают неисправимые дефекты воспитания и образования.
Своевременная диагностика позволит:
1. Отделить одаренных, задержанных, педзапущеных, детей с ММД, детей с органикой – им всем нужны свои условия для полноценного развития.
2. Создать условия адекватного обучения и развития для каждого конкретного ребенка. Основная деятельность ребенка – школьная, школа может и должна развивать ребенка, но главное значение для развития имеет то, как ребенок учится. Успешно учиться ребенок может только в той школе, которая соответствует его возможностям. Психолог должен выступать как помощник педагога, показать педагогу особенности конкретного ребенка, дать ему возможность индивидуализации.
3. Проводить не коррекцию ради коррекции, а развивать потенциал конкретного ребенка в конкретных условиях.
4. Постоянно отслеживать ход развития ребенка. Только имея на руках результаты диагностики прошлых лет, мы можем говорить о развитии ребенка и специфических особенностях его развития.
5. Формировать у родителей и детей спрос на психологическую информацию и установку на консультирование у психолога.
6. Наглядно продемонстрировать учителям, родителям и администрации работу психолога, конкретную пользу, которую он приносит.
Для правильного понимания роли психолога в школе необходимо иметь ясное представление не только об успехах, достигнутых современной психологией и открывающихся перед ней практических перспективах, но и ее границах. Психология не должна обещать более того, чем она может дать: она не может ни заменить собою педагогики, ни перестроить собственными силами ее многовековое здание. Нельзя так же забывать, что новейшая экспериментальная психология содержит, как и всякая другая наука, весьма неравноценные данные. Поэтому выводы психологии отнюдь не всегда обязательны для педагогики, не должны приниматься ею на веру, без сопоставления результатов исследователей и серьезной критики. Между педагогикой и психологией должно существовать самое тесное взаимодействие, дружное сотрудничество, постоянный обмен мнениями и результатами.
Проблемы профессионального становления
«Общаться в быту с человеком-психологом…»
(из форума)
Давным-давно, во время торжественного вручения дипломов заведующей «нашей» кафедрой сказал нам примерно следующее: «Помните, с этими дипломами вы сможете гордо стоять в одном ряду с выпускниками Оксфорда и Кембриджа!» Не упомянув, правда, при этом, может быть потому, что мы все равно тогда не восприняли бы, что стоять-то в ряду мы можем, а вот числиться среди профессионалов – еще не скоро… Начинающего психолога подстерегает много опасностей, но мне кажется, главная из них – это странная смесь одновременного обесценивания профессии («психология – это наука веселая, увлекательная и простая») и формирования убежденности в собственной эксклюзивности («ведь я сразу вижу, что проблема есть и говорю им об этом»).
Итак, подводные камни
•    Отношение к получению профессии. Если в больнице не хватает хирургов, главврачу никогда не прийдет в голову отправить ЛОР врача, невропатолога или медсестру курсы, для того, чтобы по их окончании они спокойно стали за операционный стол. Он будет искать специалиста. А когда в системе образования стал ощутимым недостаток профессионально подготовленных психологических кадров, психологов стали готовить даже педучилища.
•    Низкий уровень образования как следствие отношения к по-лучению профессии. Многочисленные коммерческие ВУЗы, факультеты дополнительного образования не формируют основного качества, без которого работа психолога, на наш взгляд, редко бывает успешной. Мы говорим о «психологическом мышлении» – вариативном, не привязанном к жестким стереотипам и установкам, умением мыслить масштабно, охватывая ситуацию в целом и выходя за рамки ситуации.
•    Недостаточная теоретическая обоснованность как следствие двух первых. Если со студенческих лет не сформировано умение пользоваться научной (именно научной, а не научно-популярной) литературой, то в ситуации обвала псевдо-психологической литературы сделать правильный выбор практически невозможно.
•    Отсутствие системного подхода.
•    Недостаточно сформированная профессиональная позиция, приводящая не к развитию, а к деформации. Отметим некоторые из ее признаков:
- Объяснение всех жизненных проблем психологическими причинами. Если в жизни человека что-нибудь случается, человек всегда находит для объяснения этого факта какую-нибудь психологическую причину. Это может быть названо гиперинтерпретацией, т.е. чрезмерным придаванием значения психологическому фактору в объяснении самых разнообразных событий.
- Приобретение навыков в рационализации своих проблем. Овладение психолого-психотерапевтическим понятийным аппаратом и терминологией предоставляет большие возможности для конструирования оправданий на все случаи жизни, сочинении «разумных оснований» для своих поступков и удобных объяснений поведения других людей.
- Постоянная обездвиживающая рефлексия. Знания, почерпнутые из многочисленных книг, описывающих какую-либо норму или другие, идеализированные варианты бытия, призывают человека постоянно «отслеживать» свое поведение, речь, мысли, эмоции с целью самодиагностики и «своевременной самокоррекции».
- Установка: «Я несу особую ответственность за психо-логическое состояние окружающих» Человек начинает слышать внутри себя императив: «Ты должен бросить все свои дела и прийти на помощь!» если же он не может этого сделать, то он успешно начинает заниматься самобичеванием. Сюда же относится и мнение «Я обязан вес-ти себя так, чтобы не травмировать других», которое обычно горячо поддерживается окружающими.
- Комплекс «сапожника без сапог». Медики уже не обра-щают на это внимания, но зато у психологов работа над собой поставлена во главу угла. Это проявляется обычно в виде требований к себе типа: «У меня все должно быть хорошо, я должен уметь справляться с неприятными эмоциями и т.п.».
- Диагностика проблем окружающих и поиск людей, нуждающихся в психологической помощи. Ни один зубной врач не пристает к окружающим с требованием открыть рот и предложением немедленно запломбировать все зубы.
И еще, может быть, более специфично школьные сложности:
•    Работа с педколлективом. Очень тяжело одновременно являться членом какого-либо коллектива и работать с ним. По-этому некоторые, особенно начинающие психологи, принимающиеся по заказу администрации за «работу с коллективом», иногда через некоторое время с удивлением обнаруживают, что находятся в социальном вакууме из-за слишком рьяного «перевоспитания».
•    Работа по совместительству. Очень часто психолог из-за со-ображений материального плана (или по иным, например, из-за педстажа) ведет уроки в той же школе. Обычно не отдавая себе отчета в том, что как нельзя одновременно быть для собственного мужа женой и психологом, так и для детей нельзя одновременно являться педагогом и психологом, это совершенно разные социальные роли, разные функции.
Похожие статьи:
•    «…И опыт, сын ошибок трудных»… или как открыть собственный психологический центр
•    Личный опыт: мы начали с сотрудничества
•    Продвижение сайта: личный опыт
•    Личный опыт: плюсы и минусы частной практики
•    Личный опыт: трудности начинающего психолога
http://psy-marketing.ru/?p=687
Категория: В помощь школьному психологу | Добавил: Людмила (05.10.2011)
Просмотров: 786 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]