Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » В помощь школьному психологу |
Чужой опыт ничему не учит или…
Светлана Абрамова, делится бесценной для начинающих школьных психологов информацией. «Устроился на работу школьным психологом… Помогите!» (из форума) После окончания университета я оказалась в школе. Не скажу, чтобы у меня был какой-то особый выбор: кафедры ВУЗов, как из-вестно, не резиновые, многих сегодняшних профессий «бизнес-тренер, коуч, рекрутер, эйчар» в 90х годах не было и в проекте, а в ГорОНО меня поначалу и в школу-то брать не хотели: «У нас и методиста по психологам нет…». Но сегодня, оглядываясь назад, я думаю, что это был вынужденный, но, тем не менее, правильный шаг. Если Вы собираетесь заниматься консультированием, а тем более, психотерапией, начните со школы. Где еще Вы сможете так интенсивно работать с таким большим возрастным диапазоном, не по учебнику, а в жизни сориентироваться в закономерностях и от-клонениях возрастного развития психики? Если Вы планируете идти в бизнес-тренеры, начинайте со школы. И не потому, что взро-лые – это по-другому одетые дети, просто, если Вы сможете вести подростковую группу и наладить контакт с 8м «г», то справитесь с любой бизнес-группой. Мой дебют был, правда, не очень удачен. Вооружившись «Настольной (или Рабочей?) книгой школьного психолога» я храбро шагнула за порог, ведь у меня, по мнению книги, был как минимум год, чтобы просто «адаптироваться к школе, изучить ее, познакомиться с педагогами и учениками…», а через время я обнаружила себя робко (и безуспешно) отбивающейся от попыток «заткнуть» мной дыры в расписании, пустые места в классных часах и родительских собраниях, ведущей Коррекционные Группы (тогда в моем сознании это были слова с большой буквы) и работающей (как?!) по заказу администрации с проблемными классами. Основные положения работы школьного психолога были разработаны еще в те времена, когда случаи работы психолога в школе были единичными. На данный момент, только очень ленивый институт с гуманитарным уклоном не осуществляет подготовку психологов и огромное количество свежеиспеченных коллег ежегодно отправляется в школу, приступая к работе все по тем же основным направлениям: - психологическое просвещение - психопрофилактика - консультирование - психодиагностика - коррекция - профориентационная деятельность Эти направления расписаны в великом множестве разнообразной литературы, призванной помочь школьному психологу, начиная от классической Дубровиной с соавторами и заканчивая сборниками неопознанных цитат в опусах Рогова и Столяренко. Но сходны они все в одном – по всем этим направлениям школьный психолог должен работать непосредственно с детьми, с их (детей) родителями и педагогами. Причем, что существенно, одновременно, и желательно, одинаково эффективно. В памяти всплывает светлый образ сторукой богини Шивы, наложенный на исконно-русское «и швец, и жнец, и на дуде игрец»… А как же реально протекает практическая деятельность школьного психолога?». Начнем с начала. 1. Психологическое просвещение сводится, как правило, к участию в педсоветах и родительских собраниях. Иногда к ним добавляются классные часы, особенно в тех случаях, когда их больше нечем заполнить. 2. Следующее направление работы – психопрофилактика, в основном не реализуется никак. Для того, чтобы эта работа была по-настоящему результативной, психопрофилактические мероприятия нужно проводить планомерно и целенаправленно, а не от случая к случаю, и, желательно по разработанным программам, по результатам предварительно проведенной диагностики, с определенной выборкой учащихся. К тому же сама формулировка: «предупреждение возможного неблагополучия» прямо ассоциируется скорее с ясновидящей Вангой, гаданием по руке и на кофейной гуще, чем с работой специалиста. 3. Консультирование – в рамках школы вообще вопрос особый, требующий системного анализа сложившейся ситуации. Априори считается, что консультация может быть эф-фективной, если клиент испытывает потребность изменить свое поведение в ситуации (или свое отношение к ситуации); приходит на прием к психологу и готов сотрудничать с ним. Реально начало психологической консультации в условиях школы выглядит примерно так: распахивается дверь. Возмущенный педагог волочит упирающегося ученика. «Вот, пожалуйста, делайте с ним, что хотите»! Не нужно даже обладать развитой фантазией, чтобы предположить, как пойдет дальнейшее развитие консультативного процес-са. 4. Психодиагностика – слово мифическое, обладающее каким-то магическим действием. Обаяние самого процесса – «не мешайте, я занимаюсь диагностикой», «продиагностировав ребенка мы видим»,– вытесняет закономерный вопрос – а зачем? Почему выбираются именно эти методики, именно для этого ребенка? Ответами обычно не озадачиваются – слишком привлекательно оперирование цифрами и сочетаниями цифр. Опять-таки, с учетом того, что большинство школьных психологов берет методики из книг подобных незабвенным «Лучшим психологическим тестам» (или из И-нета, о котором вообще молчу), о качестве диагностической работы просто не приходится говорить. 5. Коррекция. Снова магическое слово. На этот раз – «занятие». Что это такое в применении к работе психолога, чем оно наполнено – не знает, наверное, никто. Чаще всего на подобных «занятиях» психолог подменяет собой учителя начальных классов, пытаясь дать ребенку те же знания, но в игровой форме. Особой пользы (впрочем, как и особого вреда), правда, эти «занятия» не приносят… 6. Школьные психологи из-за большой нагрузки не могут проводить с каждым выпускником индивидуальные профконсультации, и профориентация в школах либо не проводится вовсе, либо настолько оторвана от положения дел на рынке труда, что является не реалистичной. С появлением свободного рынка и безработицы, необходимо учитывать потребности общества, чтобы человек, получив профессию, не оказался клиентом службы занятости. Для проведения качественной профориентационной работы психолог должен знать спрос и предложение, диктуемые современным рын-ком труда, на специалистов разных профессий, а так же требования, предъявляемые к людям, их избирающим. Поскольку деятельность профконсультанта одновременно усложнилась, требуя постоянного поиска информации, и стала более разноплановой, она оказалась на данный момент прерогативой психологов, консультирующих либо в службах занятости населения, либо в кадровых агентствах. Школьный психолог не обладает сейчас ни возможностью, ни временем для проведения качественной профориентационной работы… Современный подход к деятельности школьного психолога Как правило, психолог в школе работает по прецеденту, то есть, возникает проблема, – приглашается психолог. Мы считаем, что порочную практику работы «по вызову» необходимо прекращать, заменяя ее повсеместно целенаправленной, систематической, скоординированной работой, направленной на нормализацию самой главной ля ребенка деятельности – школьной. Школьный психолог не должен работать как пожарная команда. Основное направление его работы – не решать проблемы, а предупреждать их. Главное звено работы психолога в такой модели – начальная школа, где можно еще что-то изменить, а когда проблемы (долго существовавшие латентно) проявляются в 7 – 8 классе, зачастую бывает уже поздно что-то предпринимать. Развитие и компенсация важны именно в младшем школьном возрасте, в средней школе они практически не возможны. Согласно результатам последних исследований, коррекционная работа, проводимая психологом раз в неделю, дает практически нулевой результат. Главное – не организовать коррекционные занятия, а нормализовать отношение к ребенку со стороны учителей и родителей, с которыми ребенок проводит гораздо больше времени, чем с психологом, т.е. обеспечить каждому ребенку условия развития, соответствующие его возможностям. Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа начинает предъявлять ко всем одинаковые требования. Несоответствия этим требованиям, отклонения от них в любую (даже лучшую) сторону оказываются абсолютно не желательны, и могут значительно осложнять жизнь школьника. Что бы мы ни говорили об индивидуальном подходе в обучении, он оказывается практически не реализуемым, и не только из-за того, что в классе более 30 учащихся. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии оценки этого – так же едины для всех. Организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий тоже едины. Мы не обсуждаем здесь рациональность режима. Важен тот факт, что очень разные дети, поступая в первый класс, попадают в одинаковые условия, к ним предъявляются единые требования вне зависимости от их индивидуальных психологических возможностей, исходного уровня развития интеллектуальных способностей и сформированости начальных школьных навыков. Ни для кого не секрет, что с первого класса начинаются неприятности не только у слабо подготовленных, но и у одаренных детей. Существуют и другие индивидуально-психологические особенности, которые далеко не всегда очевидны, часто выясняются только при специальной диагностике, но порождают проблемы в обучении с первого дня. К ним относятся: сниженный уровень интеллекта ребенка (субнорма), характеризующийся отсутствием зачатков понятийного мышления; резкая дисгармоничность интеллекта ребенка с недостаточным развитием его вербальных подструктур; наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка; неврологические осложнения, легкая органика, функциональные нарушения в работе головного мозга; недостатки психомоторного развития и зрительно-моторной координации. Определенную проблему представляют «вербальные акселераты». К ним относится большинство отличников младших классов. Этих детей принимают за одаренных, а они не оправдывают надежд: снижают успеваемость в средней школе, несмотря на исключительные усилия и старательность. Пытаясь сохранить статус, они могут «заучиться» и довести себя до нервно-психического истощения, подорвать здоровье. А ведь им тоже легко помочь, если сделать это вовремя. Проведение комплексного психологического обследования детей позволяет глубже понять индивидуальные возможности каждого, составить прогноз, разработать рекомендации для учителей и родителей, выполняя которые удается избежать осложнений в обучении и развитии. Диагностика является не самоцелью, а только средством (хотя и обязательным и достаточно сложным), с помощью которого обеспечивается необходимая информационная база для планирования дальнейшей психологической работы. Отсутствие комплексного психолого-педагогического обследования приводит к тому, что вовремя не обнаруженные дисгармоничность или легкие отклонения в развитии порождают неисправимые дефекты воспитания и образования. Своевременная диагностика позволит: 1. Отделить одаренных, задержанных, педзапущеных, детей с ММД, детей с органикой – им всем нужны свои условия для полноценного развития. 2. Создать условия адекватного обучения и развития для каждого конкретного ребенка. Основная деятельность ребенка – школьная, школа может и должна развивать ребенка, но главное значение для развития имеет то, как ребенок учится. Успешно учиться ребенок может только в той школе, которая соответствует его возможностям. Психолог должен выступать как помощник педагога, показать педагогу особенности конкретного ребенка, дать ему возможность индивидуализации. 3. Проводить не коррекцию ради коррекции, а развивать потенциал конкретного ребенка в конкретных условиях. 4. Постоянно отслеживать ход развития ребенка. Только имея на руках результаты диагностики прошлых лет, мы можем говорить о развитии ребенка и специфических особенностях его развития. 5. Формировать у родителей и детей спрос на психологическую информацию и установку на консультирование у психолога. 6. Наглядно продемонстрировать учителям, родителям и администрации работу психолога, конкретную пользу, которую он приносит. Для правильного понимания роли психолога в школе необходимо иметь ясное представление не только об успехах, достигнутых современной психологией и открывающихся перед ней практических перспективах, но и ее границах. Психология не должна обещать более того, чем она может дать: она не может ни заменить собою педагогики, ни перестроить собственными силами ее многовековое здание. Нельзя так же забывать, что новейшая экспериментальная психология содержит, как и всякая другая наука, весьма неравноценные данные. Поэтому выводы психологии отнюдь не всегда обязательны для педагогики, не должны приниматься ею на веру, без сопоставления результатов исследователей и серьезной критики. Между педагогикой и психологией должно существовать самое тесное взаимодействие, дружное сотрудничество, постоянный обмен мнениями и результатами. Проблемы профессионального становления «Общаться в быту с человеком-психологом…» (из форума) Давным-давно, во время торжественного вручения дипломов заведующей «нашей» кафедрой сказал нам примерно следующее: «Помните, с этими дипломами вы сможете гордо стоять в одном ряду с выпускниками Оксфорда и Кембриджа!» Не упомянув, правда, при этом, может быть потому, что мы все равно тогда не восприняли бы, что стоять-то в ряду мы можем, а вот числиться среди профессионалов – еще не скоро… Начинающего психолога подстерегает много опасностей, но мне кажется, главная из них – это странная смесь одновременного обесценивания профессии («психология – это наука веселая, увлекательная и простая») и формирования убежденности в собственной эксклюзивности («ведь я сразу вижу, что проблема есть и говорю им об этом»). Итак, подводные камни • Отношение к получению профессии. Если в больнице не хватает хирургов, главврачу никогда не прийдет в голову отправить ЛОР врача, невропатолога или медсестру курсы, для того, чтобы по их окончании они спокойно стали за операционный стол. Он будет искать специалиста. А когда в системе образования стал ощутимым недостаток профессионально подготовленных психологических кадров, психологов стали готовить даже педучилища. • Низкий уровень образования как следствие отношения к по-лучению профессии. Многочисленные коммерческие ВУЗы, факультеты дополнительного образования не формируют основного качества, без которого работа психолога, на наш взгляд, редко бывает успешной. Мы говорим о «психологическом мышлении» – вариативном, не привязанном к жестким стереотипам и установкам, умением мыслить масштабно, охватывая ситуацию в целом и выходя за рамки ситуации. • Недостаточная теоретическая обоснованность как следствие двух первых. Если со студенческих лет не сформировано умение пользоваться научной (именно научной, а не научно-популярной) литературой, то в ситуации обвала псевдо-психологической литературы сделать правильный выбор практически невозможно. • Отсутствие системного подхода. • Недостаточно сформированная профессиональная позиция, приводящая не к развитию, а к деформации. Отметим некоторые из ее признаков: - Объяснение всех жизненных проблем психологическими причинами. Если в жизни человека что-нибудь случается, человек всегда находит для объяснения этого факта какую-нибудь психологическую причину. Это может быть названо гиперинтерпретацией, т.е. чрезмерным придаванием значения психологическому фактору в объяснении самых разнообразных событий. - Приобретение навыков в рационализации своих проблем. Овладение психолого-психотерапевтическим понятийным аппаратом и терминологией предоставляет большие возможности для конструирования оправданий на все случаи жизни, сочинении «разумных оснований» для своих поступков и удобных объяснений поведения других людей. - Постоянная обездвиживающая рефлексия. Знания, почерпнутые из многочисленных книг, описывающих какую-либо норму или другие, идеализированные варианты бытия, призывают человека постоянно «отслеживать» свое поведение, речь, мысли, эмоции с целью самодиагностики и «своевременной самокоррекции». - Установка: «Я несу особую ответственность за психо-логическое состояние окружающих» Человек начинает слышать внутри себя императив: «Ты должен бросить все свои дела и прийти на помощь!» если же он не может этого сделать, то он успешно начинает заниматься самобичеванием. Сюда же относится и мнение «Я обязан вес-ти себя так, чтобы не травмировать других», которое обычно горячо поддерживается окружающими. - Комплекс «сапожника без сапог». Медики уже не обра-щают на это внимания, но зато у психологов работа над собой поставлена во главу угла. Это проявляется обычно в виде требований к себе типа: «У меня все должно быть хорошо, я должен уметь справляться с неприятными эмоциями и т.п.». - Диагностика проблем окружающих и поиск людей, нуждающихся в психологической помощи. Ни один зубной врач не пристает к окружающим с требованием открыть рот и предложением немедленно запломбировать все зубы. И еще, может быть, более специфично школьные сложности: • Работа с педколлективом. Очень тяжело одновременно являться членом какого-либо коллектива и работать с ним. По-этому некоторые, особенно начинающие психологи, принимающиеся по заказу администрации за «работу с коллективом», иногда через некоторое время с удивлением обнаруживают, что находятся в социальном вакууме из-за слишком рьяного «перевоспитания». • Работа по совместительству. Очень часто психолог из-за со-ображений материального плана (или по иным, например, из-за педстажа) ведет уроки в той же школе. Обычно не отдавая себе отчета в том, что как нельзя одновременно быть для собственного мужа женой и психологом, так и для детей нельзя одновременно являться педагогом и психологом, это совершенно разные социальные роли, разные функции. Похожие статьи: • «…И опыт, сын ошибок трудных»… или как открыть собственный психологический центр • Личный опыт: мы начали с сотрудничества • Продвижение сайта: личный опыт • Личный опыт: плюсы и минусы частной практики • Личный опыт: трудности начинающего психолога http://psy-marketing.ru/?p=687 | |
Просмотров: 1416 | Рейтинг: 3.7/3 |
Всего комментариев: 0 | |