Пятница, 29.03.2024, 15:07
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

А.Н.Алёхин - доктор медицинских наук, профессор,

заведующий кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург,

А.Е.Гарабажий - психолог,  г. Санкт-Петербург 

Подростковый возраст традиционно рассматривается в качестве критического этапа формирования личности. Механизмом такого формирования является адаптация в расширяющихся условиях социальных отношений, освоение адекватных поведенческих, эмоциональноволевых, когнитивных стереотипов реагирования на основе формирования системы психологических отношений личности.

В подростковом возрасте отношения личности лишь становятся, что и предоставляет широкие возможности для проведения коррекционных психологических  и психопрофилактических мероприятий.

Анализ системы отношений у подростков с различным стилем социально-психологической адаптации представляется важной практической задачей для организации таких мероприятий. 

Согласно концепции выдающегося клинического психолога В.Н. Мясищева: «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания. Мы говорим «целостную», потому что относится к действительности человек в целом. Мы говорим о «системе связей» потому, что предмет или лицо, к которому относится человек, представляет не раздражитель и даже не совокупность раздражителей, а их системное единство, так же как и действие человека не представляет собой совокупность мышечных сокращений, а является их синтезом (по одновременности или последовательности)» [Мясищев В.Н., 1960]

В соответствии с этой концепцией девиации поведения подростков, патохарактерологические формирования в этом возрасте обусловлены неадекватными отношениями формирующейся личности к различным аспектам жизни: к себе, окружающим, к миру событий и явлений.

Эти методологические положения легли в основу проведённого исследования. В его задачи входило: во-первых, оценить характерологические особенности подростков с нарушением социально-психологической адаптации и без нарушений в данной сфере; во-вторых, выявить специфику системы психологических отношений личности у подростков с нарушением социально-психологической адаптации; в-третьих, проанализировать систему личностных отношений подростков, характерную для мальчиков и для девочек в обеих группах; в-четвертых, выявить «критические» точки в системе личностных отношений у подростков с нарушением социально-психологической адаптации для психологической коррекции.

К сожалению, за последние десятилетия не было разработано адекватных психодиагностических инструментов для решения указанных задач. Патохарактерологический опросник А.Е.Личко разрабатывался в 70-е годы в совершенно отличных от сегодняшних социально-культурных условиях и его диагностическая валидность в современных условиях, по меньшей мере, сомнительна.

Поэтому для данного исследования был модифицирован классический вариант  Тематического апперцепционного теста (ТАТ) [H. A. Murray, 1935 - модификация Алёхина А.Н., Трифоновой Е.А. и Бортниковой Е.Г.]. Содержание модификации состояло в подборе такого стимульного материала, который, во-первых, был бы узнаваем подростками, во-вторых позволял бы актуализировать содержание переживаний испытуемых во всех значимых сферах отношений личности: к самому себе, к сверстникам своего и противоположного пола, к старшим, к типичным явлениям действительности. На первом этапе использованы 9 таблиц с черно-белыми фотографическими изображениями, которые были отобраны из множества фотографий по критерию откликаемости потенциальных испытуемых на предъявляемые сюжеты. Процедура обследования не отличалась от традиционной: обследуемому предъявляется в определенном порядке 5 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом обследуемого). Каждая из таблиц характеризует одну из частей целостной системы психологических отношений личности: отношения с самим собой, отношения с другими (отношения со сверстниками своего пола, противоположного пола и авторитетными взрослыми). Предлагалось сочинить рассказ на тему представленному сюжету: кто эти ребята, что происходит между ними, что предшествовало событию, чем может закончиться ситуация и т.п. Основным методом исследования всё же оставался клинико-психологический: наблюдение поведения, расспрос, опросы учителей и воспитателей. В дополнение к указанным методикам использовался Патохарактерологический  диагностический опросник (ПДО) [Личко А.Е.,1977] в редакции 2008 года.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Специфика системы психологических отношений личности у подростков с нарушением социально-психологической адаптации. При анализе  рассказов на стимульный материал ТАТ у подростков с нарушением социально-психологической адаптации был выявлен более высокий уровень негативных оценок в категориях «отношения с самим собой» и «отношения с миром событий и явлений», чем у подростков без нарушений.

Обращало внимание низкая продуктивность при выполнении задания. Рассказы отличались простотой, свёрнутостью сюжетных линий и очевидно эгоцентрической позицией (подростки, отождествляя себя с одним из персонажей, попросту игнорировали другого). Весьма примечательно, что для подростков с нарушениями поведения адаптации  характерны негативно окрашенные отношений с взрослыми, причём,  чем старше подросток, тем более эмоционально напряженными становятся отношения со значимыми взрослыми. У подростков с девиациями поведения желание высвободится   из - под  опеки взрослых приобретает все большее значение с возрастом, и это связано с высокими показателями по шкале «реакция эмансипации», в отличие от подростков без нарушений в социально-психологической сфере, для которых более напряженными становятся отношения со сверстниками противоположного пола.

Показатели полюса эмоциональной напряженности у подростков с социально-психологической дезадаптацией по сравнению с подростками без выявленных нарушений в этой области.

Влияние половых различий на оценку системы психологических отношений личности у подростков с  нарушением социально-психологической адаптации. Зоне значимости выраженности различий между мальчиками и девочками в экспериментальной группе соответствует только категория «Отношения с миром» (рис.2), где  φэмп=2,95 (φэмп> φкр, при  р≤0,01):

                                                      

Рисунок 2. Различия в категории «отношения с миром» между мальчиками и девочками.

У подростков – мальчиков  с нарушениями поведения более выражены негативные отношения к действительности, нежели у подростков – девочек,

девочки более конформны в своих оценках сюжета.

Выявлена непосредственная связь, показанная на рис.3, между количественным выражением напряжённости  «отношение к самому себе» и шкалой «психический стресс»  (0,36 при р≤0,05):

Рисунок 3. Связь показателей

Чем негативнее окрашены отношения с самим собой у подростка, тем выше состояние нервно-психической напряжённости.

Оценка характерологических особенностей подростков с нарушением социально-психологической адаптации, в сравнении с подростками без нарушений, позволила выявить различия в уровне выраженности эпилептоидных (Uэмп =314, p≤0,01), истероидных (Uэмп =257, p≤0,01), неустойчивых черт (Uэмп =301, p≤0,01) и уровне выраженности показателя «реакция эмансипации» (Uэмп =340, p≤0,05) (рис.4).

Рисунок 4. Достоверно значимые различия при анализе характерологических особенностей групп.

Таким образом, анализ результатов исследования позволило установить связь формирующейся системы личности с чертами характера, которые и реализуют психологические отношения личности в условиях социального поведения. Обращает на себя внимание тот факт, что  выраженность эпилептоидных, истероидных и неустойчивых черт, реакция эмансипации – характерологические особенности наиболее неблагоприятные для социальной адаптации подростков. 

С этими чертами связаны такие нарушения в формирующей системе психологических отношений, как «отношения с самим собой», «отношения к миру событий и явлений» (особенно у подростков мужского пола). Эти аспекты психологических отношений могут быть надёжными ориентирами при организации мероприятий психологической коррекции нарушений социального поведения подростков.

 

1.    Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2010.

2.Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, МОДЕК, 2011.

3. Murray H. Thematic Apperception Test (TAT). -  Giuntio.s, 1991.

 

 

Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: flower (04.06.2012)
Просмотров: 1220 | Теги: Психологическое отношение, подросток | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]