авторская разработка Большая психологическая игра - 29 Ноября 2011 - Школьный психолог
Понедельник, 05.12.2016, 01:19
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » 2011 » Ноябрь » 29 » авторская разработка Большая психологическая игра
19:54
авторская разработка Большая психологическая игра
Авторская работа «Большая психологическая игра «100 к 1»»
Психолог Сандыктауской СШ Внуковская Инна Валентиновна.

Пояснительная записка.
Большая психологическая игра – это целостное законченное действие, самостоятельное с точки зрения целей и задач, имеющая свою внутреннюю систему целей и правил, задающая определенные требования к системе отношений между участниками, достаточно продолжительная по времени. Это – «маленькая жизнь», которая проживается каждым участником, и уже поэтому она самоценна. Но помимо собственной, внутренней ценности, она позволяет участникам получить опыт, ценный и для их настоящей жизни. «Большая игра! принципиально отличается от многих других видов игры тем, что для своих участников она выступает как деятельность.
Моя «Большая игра» относится к одному из видов психологических игр: игре-проживанию.
Игра-проживание позволяет создать условия для совместного и в то же время индивидуального, личного освоения некоторого игрового пространства, построения его в рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей личного существования в предложенной и сложившейся в процессе проживания, ситуации.
Игры-проживания в работе с детьми и подростками позволяют моделировать ситуации, в которых участники учатся выстраивать свою деятельность и отношения, соотносясь с заданными условиями, правилами, своими интересами и интересами других людей. В зависимости от поставленных задач такие игры позволяют сделать акцент как на деятельностном, так и на ценностном аспектах человеческой жизни и человеческих отношениях. Мир, в который погружает участников ведущий необходимо освоить – то, есть, организовать жизнедеятельность, насытить нормами и ценностями собственного существования и отношений с другими людьми. Сверхидея таких игр может быть выражена следующим утверждением: «Чтобы ни происходило, как бы ни складывались обстоятельства, - это твоя жизнь, и ты определяешь ее содержание, ее ценности, смыслы. Ты самоопределяешься в ситуации».
Это более сложный вид игры как для участников, так и для ведущего. Для ведущего сложность может представлять управление игровым процессом, для участников опасность связана с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обращаться к собственному «Я» с достаточно непростыми вопросами.
Ведущему нужно понять, что такую игру невозможно привести к запланированному результату, тем более – социально-желаемому. В каждом классе она складывается по-своему. Педагог ждет запланированного эффекта, а получает иногда нечто совсем иное: конфликт, раскрывшийся в игре во всей красе, ценностные разногласия детей, их полную неготовность к сотрудничеству, самоорганизации. Однако и такой вариант проживания игры очень полезен: выявляются скрытые разрушительные процессы, группа продвигается в понимании того, что с ней происходит. А, следовательно, жизнь продолжается.
Важный момент в игре – самоопределение в пространстве и времени каждого участника. Нельзя увлекаться только групповыми процессами. Нужно построить игру так, чтобы каждый участник осознал свое место, свою позицию, осмыслил значение игровой ситуации для себя лично. Хорошо мне здесь или плохо? Что я здесь делаю? Интересно ли мне то, что я делаю? Устраивают ли меня отношения с другими людьми? Что бы мне хотелось изменить? Как это сделать? Эти вопросы не задаются в простой форме, но нужно создавать ситуации, в которых участники встали бы перед необходимостью задавать себе такие вопросы и отвечать на них.

Задачи:
-выработка адекватных и эффективных навыков общения;
-формирование ценностных ориентаций и социальных навыков;
-предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
Описание проблемы: в основе игры стоит проблема экологии против экономики. Нужно решить: выделять территорию в центре города под бензоколонку или нет.
Предполагаемый результат: группы, путем взаимодействия внутри себя и между собой должны решить поставленную проблему, найти компромисс.
Тип сюжета: реальный.
Игровой результат: расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации, актуализация процесса социального самоопределения.
Время на игру: 2 часа.
Участники: подростки 14-15 лет, размер группы 15-20 человек. В качестве ведущего достаточно одного взрослого. Два педагога присутствуют в качестве наблюдателей.
Ход игры:
Ведущий (описание проблемы): Ваш город небольшой по численности населения, примерно 130-140 тысяч человек. Городок – зеленый. Население города в последнее время неуклонно растет, что повышает спрос на жилье, работу, а также, вместе с этим на места парковки автомобилей и их заправки горючим. В центре города, где в основном находятся жилые дома и административные здания есть много места для отдыха жителей города и жителей данного района. Здесь же находятся детские и спортивные площадки, кинотеатр, школа. Однако, в этом районе нет гаражей для парковки машин и нет бензоколонок. Это неудобно для многих деловых людей, которые испытывают неудобства, так как ближайшие автозаправочные станции находятся за городом, как и гаражи. Ассоциация деловых людей обратилась в городской Акимат с предложением о перепланировке центра города для создания автозаправочной станции в центре города.
Бензоколонка должна находиться рядом с главной улицей города, частично захватив территорию детской площадки и территорию жилого дома. Данная идея не всем по душе. Горожане хотели бы сохранить центр города и сделать его экологически здоровым.

№ этапа Время на проведение Содержание каждого этапа Задачи этапа Материалы
1 10 мин Организационный момент Информирование участников группы о содержании работы, задачах.
Сформировать спокойную, доброжелательную обстановку.
Формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Карточки с названиями каждой команды;
Тексты о сути проблемы;
Листочки с ручками.
2 1 час 20 мин Основная часть.
Деление на группы;
Обсуждение каждой группой своей позиции;
Подготовка своего представителя для обсуждения компромисса;
Составление отчета представителей в своей группе;
Выступление каждой группы перед членами Акимата;
Подготовка лозунгов, плакатов для привлечения общественного мнения на свою сторону;
Выступление работников Акимата;
Голосование. Обучение эффективному поведению в процессе поиска согласия в группе.
Способствовать сплочению участников группы.
Прожить модели поведения, отношений. Карта города (схема), листы бумаги, ручки, простые карандаши, ластики, листы ватмана, маркеры.
3 20 мин Обсуждение.
Как шло обсуждение в каждой группе?
Оказывалось ли давление или группы принимали решение сообща?
Выявлялся ли лидер?
Какая была атмосфера в группе во время обсуждения? Совершенствовать коммуникативные умения;
Повышение самооценки, самоутверждения личности.
4 5 мин Рефлексия Развивать рефлексию как процесс познания и понимания старшеклассниками самих себя.

1 группа. Ассоциация деловых людей.
Эта группа состоит из предпринимателей города, многие из которых имеют магазины, фирмы и компании и, конечно же, автомашины.
2 группа. Комитет по охране природы.
Неправительственная общественная организация, которую представляют городские жители, заинтересованные в решении проблемы загрязнения окружающей среды, в том числе воздуха, воды, а также охраны дикой природы и парковых насаждений.
Один из проектов – установление жесткого контроля за выхлопными газами и ограничением на автомобильный транспорт.
3 группа. Кооператив собственников квартир.
Группа состоит из людей, живущих в центре города, в многоквартирных домах, с небольшим количеством детских площадок и мест для отдыха.
Заинтересованы в снижении шумового фона и чистоте воздуха.
4 группа. Акимат.
Исполнительный орган местной власти, представляющий интересы всех граждан.
От них зависит решение проблемы.
5 группа. Городская архитектура.
Комиссия по планированию города, состоящая из профессионалов – проектировщиков, работа которых оплачивается из местного бюджета и заключается в поддержании высокого уровня жизни через планировку города, дизайн построек.
Они могут выдвигать предложения в Акимат, но не имеют права издавать законы.
ОБУЖДЕНИЕ
Считаете ли вы решение Акимата справедливым? Почему? Какая группа имела наибольшее влияние на Акимат? Какая наименьшее? Насколько эффективным вы считаете свое выступление? Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом? Какая была атмосфера в группе во время обсуждения?
РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня я понял… Теперь я знаю как…
Я почувствовал… Сейчас мне кажется…
Мне понравилось…
Просмотров: 854 | Добавил: Инна | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]