Среда, 24.04.2024, 15:26
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Конкурс на лучшую коррекционную программу

Коррекционная программа «Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями»
[ Скачать с сервера (182.5 Kb) ] 18.03.2012, 16:17
Иванова Е.С., педагог-психолог высшей категории вспомогательной школы-интерната №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Коррекционная программа «Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями»

1.Введение.
2.Диагностика уровня развития эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями в развитии.
3.Коррекционно-развивающая программа развития эмоциональной сферы младших школьников с ОВР.
3.1. Организация занятий.
Структура занятий:
Правила проведения занятий.
Методические приемы и психокоррекционные методы.
3.2. Структура и разработки занятий.
I. Ориентировочный этап
II. Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций.
III. Конструктивно-формирующий этап.
IV. Обобщающе-закрепляющий этап.
4. Список использованной литературы.

1. Введение
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на «хорошем» языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции становятся более диференцированными.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка с нарушениями интеллекта определенных знаний, определенного уровня развития.
Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность мимико-жестовой речи, нарушения выразительности моторики, неумение регулировать собственные эмоции – все то, что характеризует ребенка с нарушением интеллекта - затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. Дети с интеллектуальной недостаточностью отличаются бедной экспрессией, поэтому не всегда могут верно уловить то, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, не всегда правильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может стать причиной углубления у них негативных черт характера и появления вторичных невротических наслоений.
Представленная коррекционная программа направлена на развитие эмоциональной сферы детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью, обучение их элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, на приобретение навыков саморасслабления и саморегуляции. В процессе занятий дети с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Занятия помогают им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.
Известно, что эффективная коррекция возможна лишь при учете данных психологической диагностики, анализе социальной ситуации развития ребенка. Поэтому первым шагом в коррекционной работе по развитию эмоциональной сферы младших школьников с ОВР должна стать диагностика уровня развития эмоциональной сферы и изучение личностных особенностей детей. С этой целью мы использовали методики, позволившие составить и скорректировать содержание занятий с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся, отследить динамику развития и эффективность проведенной коррекционной работы.

2. Диагностика уровня развития эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями в развитии.

Методика № 1
Автор: Дорофеева Э.Т.
Цель: Оценка эмоционального состояния ребенка.
Методика проведения:
Выявляется изменение чувствительности по трем основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. Ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7*7 см и предлагают разложить их в порядке предпочтения.
Инструкция:
1предъявление: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета – красная, синяя, зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится». Когда выбор сделан, ребенка спрашивают еще раз.
2 предъявление: «А теперь какую карточку выберешь по цвету?».
Третья, последняя карточка, также фиксируется в протоколе.
Обработка результатов:
Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.
Характеристика эмоционального состояния
1. К-С-З Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (А В) Диапазон изменений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости. (Дисфория)
2 К-З-С Переживание состояния функционального возбуждения (Ф В) Эмоции, связанные с удовлетворением потребности. Диапазон – от переживания чувства удовлетворения до восторга. Доминирование положительных эмоций.
3 З-К-С Состояние функциональной расслабленности (Ф Р) Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов. Различных видов деятельности, где не требуется напряжения.
4 З-С-К Состояние функциональной напряженности, настороженности (Ф Н) Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью. Оптимальный вариант функциональной системы.
5 С-З-К Состояние функционального торможения (Ф Т) Неудовлетворение потребностей (печаль, тоска, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование отрицательных эмоций. Перенапряжение всех систем организма.
6 С-К-З Состояние аффективного торможения (А Т) Глубокие экзогенные депрессии. Встречаются в основном в клиниках. Диапазон: от состояния растерянности, психологического дискомфорта до страха. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций.
В протоколе обследования фиксируются три варианта сдвига цветов, и приводится анализ устойчивости выявленного эмоционального состояния ребенка.

Методика № 2
Цель: Изучение особенностей использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
Форма проведения:
Исследование проводилось индивидуально с детьми обеих групп.
Методика проведения:
Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+».

Обработка результатов:
Высокий уровень – демонстрация всех предложенных эмоций посредством мимики и пантомимики.
Выше среднего – демонстрация всех эмоций, посредством мимики или пантомимики. Недостаточная выразительность мимики или пантомимики.
Средний уровень – демонстрация не всех предложенных эмоций. Недостаточная выразительность мимики и пантомимики.
Низкий уровень – непонимание инструкций. Эмоциональная бедность. Неразвитая пантомимика и мимика.
Методика № 3
Цель: Изучение понимания детьми графических изображений эмоций.
Форма проведения: Индивидуальная.
Методика проведения:
Ребенку предлагаются карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева и т.п. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?»
Каждое графическое изображение эмоционального состояния предъявляют по мере выполнения.
Правильное понимание и называние эмоции обозначают знаком «+», неверное – «-»
Обработка результатов:
Высокий уровень –распознавание и называние всех предложенных эмоций.
Выше среднего – распознавание всех эмоций. Недостаточно точное их называние.
Средний уровень – распознавание и называние не всех предложенных эмоций.
Ниже среднего – распознавание 2-3 эмоций, неточное их называние.
Низкий уровень - непонимание инструкций. Эмоциональная бедность.

Методика № 4
Цель: Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей в конкретных жизненных ситуациях.
Форма проведения: Индивидуальная.
Методика проведения:
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
1.Что будет делать человек, если увидит на березе груши?
2.Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
3.Что почувствует мальчик, когда ему подарят «Денди» (машинку)?
4.Что почувствует человек, если у него пропадет любимая вещь?
5.Как ты думаешь, что почувствовала девочка, когда ей сделали замечание?
Обработка результатов:
Оценивается качество и логичность ответов обследуемых детей, умение осознавать и понимать состояния других людей в тех или иных конкретных жизненных ситуациях и соотносить чувства другого со своими собственными; уровень эмпатии, умение чувствовать и сопереживать.
Высокий уровень – правильно названы чувства;
Выше среднего – некоторые неточности в обозначении чувств;
Средний уровень – проекция собственных чувств;
Низкий уровень – неверные ответы.

3. Коррекционно-развивающая программа развития эмоциональной сферы младших школьников с ОВР.

На основании выводов и результатов диагностики мы разработали и апробировали на базе вспомогательной школы-интерната № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей коррекционную программу по развитию эмоциональной сферы детей-сирот с ОВР. При ее составлении мы учитывали положительные и отрицательные моменты в развитии чувств и эмоций младших школьников с интеллектуальной недостаточностью; исходя из данных диагностики, были определены основные цели и задачи.

Цель программы - развитие эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии.

Задачи программы:
-Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением.
-Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
-Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.)
-Дать детям понятие о разделение эмоций на положительные и отрицательные.
-Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
-Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (тревожность, страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
-Научить распознавать разницу между чувствами и поступками
( нет плохих чувств, есть плохие поступки).
-Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
-Обучить навыкам саморасслабления и саморегуляции.

Организация занятий.
Занятия проводятся с группой состоящей из 5 - 6 человек, 2 раза в неделю.
Длительность одного занятия –от 35 до 45 минут в зависимости от возраста детей.
Возрастной состав – 8-10 лет.
Место проведения - для проведения занятий необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием, комната психологической разгрузки, игровая комната.
Срок реализации программы – 2 месяца.
Коррекционный курс состоит из 15 занятий.
Занятия строятся по определенной схеме:

Структура занятий:
1.Вводная часть (10 минут).
Ритуал приветствия (групповое и индивидуальное).
2.Разминка (5 минут)
3.Основная часть (25 минут).
4.Заключительная часть (10 минут).
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания (групповое и индивидуальное).

Правила проведения занятий.
•Самое главное условие эффективности таких занятий -добровольное участие в них детей.
•Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.
•Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием проводите их, то дети это обязательно заметят!
•Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие.
•Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).
•Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.

Методические приемы и психокоррекционные методы.
•Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
•Словесные, настольно - печатные, сюжетно-ролевые и подвижные игры.
•Рисование эмоций:
•Проигрывание психогимнастических этюдов:
•Изотерапия; цветопись настроения;
•Игротерапия;
•Психомышечная тренировка.

П л а н.
Этапы коррекции:
I. Ориентировочный этап (1 занятие).
II. Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций. (2 занятия).
III. Конструктивно-формирующий этап (10 занятий).
IV. Обобщающе-закрепляющий этап (2 занятия).

I. Ориентировочный этап
Занятие № 1 (вводное)
Цель: установление эмоционально-позитивного контакта с группой детей, ориентировка их в обстановке игровой комнаты, ознакомление с правилами и нормами поведения. Знакомство и установление первичных взаимоотношений.
Структура занятия
Вводная часть.
Ритуал приветствия
Индивидуальное приветствие:
-Здравствуй, ИМЯ, я рада, что ты пришел сегодня на занятие!
-Здравствуй, ИМЯ, я рада видеть тебя сегодня вместе с нами!
и т.д.
Групповое приветствие:
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в нашей игровой комнате. Какие вы сегодня красивые. Я думаю, мы прекрасно проведем время, играя в разные интересные игры. А вот во что мы будем сегодня играть – большой сюрприз!
Участники группы встают в круг и выполняют ритуал приветствия.
Игра «Передай клубочек»
Цель: сплочение группы, настрой детей на положительное взаимодействие.
Ход игры: дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово или доброе пожелание, или ласково называет его по имени, или произносит «волшебное вежливое слово».
Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.
Введение запретов и ограничений.
-П. Для начала я хочу вам показать несколько картинок. Что вы видите на этой картинке?
-часы.
-П. Правильно. Эта картинка показывает время. Часы нам будут напоминать, что мы не должны опаздывать на наши занятия.
-А теперь посмотрите на вторую картинку. Что вы там видите?
-Поломанную игрушку, разорванную книгу.
-П. Правильно. И этой игрушке очень больно. Ею больше никто н сможет воспользоваться, а в книге никто не прочитает интересный рассказ. Чтобы этого не произошло с нашими книгами и игрушками в игровой комнате мы не должны их ломать, рвать и обижать. А что нарисовано на третьей картинке?
-Мальчики и девочки.
-П. Что они делают?
-Держаться за руки.
-П. Эта картинка будет напоминать нам о том, что мы не должны драться, ссориться, ругаться.
-П. А теперь, что вы видите на последней картинке?
-Как мы вместе с психологом играем в игровой комнате.
-П. Все эти четыре картинки будут висеть на доске. Чтобы вы видели. И не забывали о том, что можно делать в игровой комнате, а что нельзя.
Разминка (5 минут).
П. Сегодня мы с вами поиграем.
Игра «Узнай по голосу»
Цель: Игра на внимание, умение узнавать друг друга по голосу.
Ход игры: дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
Основная часть (25 минут).
П. – Как мы хорошо провели время, играя в эту игру. А теперь давайте порисуем. Свободное рисование.
Рассказ о своем рисунке.
-Какие вы молодцы. Какие прекрасные рисунки у вас получились! А теперь давайте поиграем еще в одну очень интересную игру.
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Цель: снятие напряженности, нервозных состояний и страха.
Ход игры: звучит музыка. Дети встают друг за другом и крепко держаться за пятки впереди стоящего. Первый ребенок – голова дракона – пытается поймать хвост, а тот увернуться от нее. Дети не должны отпускать друг друга; в роли головы и хвоста должен побывать каждый желающий.
-П. Я вижу, вы утомились, давайте отдохнем и поиграем в игру.
Игра «Дождик»
Цель: развитие произвольного внимания, групповой сплоченности, релаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад.
Ход игры: Все участники стоят по кругу. Ведущий идет внутри круга, и, когда он заглядывает в глаза участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий не пройдет круг и, снова не подойдет к нему и, не заглянет в глаза и не поменяет движение
Ведущий идет по кругу и, заглядывая в глаза по очереди всем участникам, трет ладошкой об ладошку, на втором круге – щелкает пальцами, на третьем – хлопает ладонями по коленям, на четвертом – неритмично хлопает в ладоши, на пятом – стучит по коленям, на шестом – хлопает в ладоши, на 7-м щелкает пальцами, на 8-м – шуршит ладошками. Дождик заканчивается и затихает.
Можно сказать, что дождик, который прошел в нашей группе, навеял грусть, размышления, спокойствие. Неважно, идет ли он за окном, важно то, что происходит с нами.
Заключительная часть.
Рефлексия прошедшего занятия.
- П. Мы сегодня хорошо отдохнули и поиграли. А теперь давайте сядем и постараемся вспомнить, в какие игры мы сегодня играли? С чем мы сегодня познакомились, какие правила усвоили? Что нового узнали?
Что вам понравилось, а что нет? Чем бы вы хотели заниматься и в какие игры играть на следующих занятиях?
Ритуал прощания
- П. Вот и пришло время прощаться. Но на прощание давайте встанем в кругу и поиграем в игру, которая называется «Хоровод».
Ход игры: дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются и водят хоровод под музыку.
Групповое прощание.
-П. Какие вы молодцы. Вы такие добрые и дружные ребята. До свидания, мои милые, славные и веселые. Я надеюсь, что вы еще придете в нашу игровую комнату, чтобы поиграть, пообщаться друг с другом, узнать что-то новое и неизвестное. Мы с вами еще не раз встретимся и поиграем в разные веселые игры.
Индивидуальное прощание.
-До свидания, ИМЯ, я рада, что ты пришел сегодня и был с нами на занятии.
-До свидания, ИМЯ, я сегодня была очень рада видеть тебя в таком хорошем настроении. Надеюсь, что и в следующий раз ты обязательно придешь на занятие.

II. Этап объективирования
трудностей развития и конфликтных ситуаций.

Занятие № 2
Цель: Актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций. Объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре коммуникации со взрослыми, рисование. Снятие чрезмерного напряжения, тревожности, повышение сплоченности группы.
Структура занятия
Вводная часть (10 минут).
Ритуал приветствия (индивидуальное, групповое.)
Игра «Комплименты»
Цель: положительный эмоциональный настрой, развитие групповой сплоченности.
Ход игры: Дети передают друг другу по кругу клубок, при этом говоря добрые слова или комплименты друг другу. Например: «Я рада видеть тебя сегодня», «Ты сегодня такая красивая» и т.п.
Введение запретов и ограничений.
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка (5 минут).
Игра «Пианино».
Цель: Сплочение группы, настрой детей на положительное взаимодействие.
Ход игры: Дети садятся в круг плотно друг к другу. Каждый играющий кладет руки на колени другому. Левую – левому соседу, правую – правому соседу. Руки – это клавиши, а играющие – пианино. По команде дети начинают играть на пианино поочередно, хлопать руками по коленям, не сбиваясь и не пропуская ни одной руки. Игру можно сопровождать называнием нот. Каждый раз игру начинать с нового ребенка, постепенно ускоряя ее ход.
Основная часть (25 минут).
Игра «Что было бы, если бы…»
Цель: развитие воображения, умения понимать эмоциональные состояния героев
Ход игры: Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (-ев) которой отсутствует (-ют) лицо (-а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился) и т.д.?
Можно разделить детей на микрогруппы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию (то есть одна группа продумывает и разыгрывает ситуацию, если герой картинки разозлился, другая – если веселиться и т.д.).
Игра «Через стекло».
Цель: развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
Ход игры: детям предлагается сказать что-нибудь друг другу жестами, представив, что они общаются через стекло, сквозь которое не проникают звуки, и не слышат друг друга. Темы для разговора: «Ты забыл надеть шапку, а на улице мороз»; «Принеси мне стакан воды, я очень хочу пить», или ребенок сам придумывает сообщение. После игры необходимо обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было?
Заключительная часть (10 минут).
Игра « Нарисуй свое настроение».
Цель: снятие напряжения. Развитие воображения.
Ход игры: Психолог предлагает детям выбрать цвет, соответствующий их настроению и нарисовать пятна или линии и т.д.
Рефлексия прошедшего занятия.
Групповое и индивидуальное прощание.

Занятие № 3.
Цель: Настрой детей на положительное взаимодействие в коллективе, обогащение словарного запаса. Снятие напряжения, развитие коммуникативных способностей, снятие страхов. Развитие внимания, произвольности и самоконтроля.

Структура занятия
Вводная часть (10 минут).
Ритуал приветствие (групповое и индивидуальное).
Введение ограничений и запретов.
Приветствие ритуальное.
Цель: сплочение группы, настрой детей на положительное взаимодействие.
Ход игры: сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
Разминка (5 минут)
Игра «Жучок»
Цель: Снятие тревожности и настороженности. Выявление уровня самостоятельности группы и групповых ролей.
Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению глаз и т.п.). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.
Основная часть (25 минут).
Игра «Испорченный телевизор»
Цель: Оценка умения распознавать, передавать и понимать эмоции.
Ход игры: Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает « не спящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснуться». После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и, кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что « телевизор» был полностью исправен.
Возможны вопросы для обсуждения:
- По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
- Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
- Трудно ли было тебе понять другого участника?
- Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
Тематическое рисование.
Тема: «Наша дружная группа».
Цель рисования: оценка сплоченности группы, влияние совместных занятий на поведение детей.
Заключительная часть (10 минут).
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания (групповое и индивидуальное).

III. Конструктивно-формирующий этап.
Занятие № 4.
Цель: развитие внимания, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора, снятие психомышечного напряжения, развитие коммуникативных способностей.
Структура занятия
Вводная часть (10 минут).
Приветствие (групповое и индивидуальное).
Ритуальное приветствие.
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка (5 минут).
Игра « Четыре стихии».
Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
Ход игры: играющие сидят в кругу. Ведущий сообщает, что если он скажет слово «Земля!» все должны руки опустить вниз; « Вода!» - вытянуть руки вперед; «Воздух!» - поднять руки вверх; «Огонь!» - произвести вращения в локтях. Кто ошибется - проиграет.
Основная часть (25 минут).
Игра «Рычи лев, рычи: стучи поезд, стучи….»
Цель: Снятие напряжения, развитие коммуникативных способностей.
Ход игры: психолог встает с детьми в центре комнаты и дает им установку «Все мы - львы. Большая львиная семья. Давайте устроим соревнования, кто громче рычит. Как только дам команду: «Рычи лев», пусть каждый из вас попробует прорычать от души. Психологу следует поощрять детей. Второй вариант игры: дети строятся в затылок друг, другу положив руки на плечи стоящего впереди. Установка «Вы - паровоз», дети начинают двигаться по комнате с пыхтением и свистом. В роли паровоза должен побывать каждый ребенок, и каждый раз поезд должен двигаться по комнате все более быстро.
Игра «Художники – натуралисты».
Цель: снятие психомышечного напряжения, коррекция страхов, развитие творческих способностей.
Ход игры: перед началом игры психолог проводит доверительную беседу с микрогруппой или с каждым ребенком. Беседа начинается со слов: «А вот когда я был (-а) в твоем возрасте, то я боялась (-ся), то…», далее задаются следующие вопросы: « А с тобой когда - нибудь такое случалось?», «Что ты боишься?» и т.п.
Затем детям предлагается нарисовать все, о чем только говорили на большом листе.
Рисовать можно с помощью жидких красок, карандашей и т.д. После того, как рисунок завершен, уточните, что на нем нарисовано. Затем предложите детям сделать рисунок веселым. Если кто-то из детей затрудняется, то помогите ему. Так, например, может пойти радужный дождик, который забрызгает грустный рисунок, или засветит солнышко и т.д.
Заключительная часть (10 минут).
Игра « Доброе животное»
Цель: настрой детей на положительное взаимодействие.
Ход игры: участники встают в кругу и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: « мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. « А теперь послушаем вместе!».
Вдох – все делают шаг вперед, вдох –шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.
Рефлексия прошедшего занятия.
И, напоследок, давайте поиграем в игру, в которую мы играли на прошлом занятии «Нарисуй свое настроение».
Ритуал прощания (групповое и индивидуальное).

Занятие № 5.
Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка, умения чувствовать и понимать эмоциональные состояния других людей, развитие воображения.
Структура занятия
Вводная часть (10 минут).
Приветствие (индивидуальное и групповое).
Ритуал приветствия.
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка (5 минут)
Гимнастика.
Цель: развитие внимания, пантомимики.
Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, их движения нужно повторить.
Основная часть (25 минут).
Игра «Походки»
Цель: снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение детей.
Ход игры: детям предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить как маленький ребенок, клоун, фотомодель, старик, лев, котенок, медведь и т.д.
Возможен вариант игры, когда дети сами придумывают и отгадывают, кого хотели изобразить.
Этюд «Встреча с другом»
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразительные движения.
Ход этюда: психолог рассказывает детям историю:
«У мальчика в лагере был друг. Но прошел лагерный сезон, и им пришлось расстаться. Скучно стало мальчику без друга. Прошел еще один учебный год. Однажды, детей повели на экскурсию в биологический центр, и там мальчик увидел своего друга. Как же обрадовались они друг другу!»
По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, грусть, эмоция радости, улыбка.
Этюд «Новая девочка» (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей недостойными её внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы…
Дальше этюды могут усложняться. Во-первых, – можно разыгрывать с детьми этюды, в которых эмоции сменяют друг друга: удивление-страх, боль-радость, презрение-стыд и т.д. Во-вторых, – проигрывать этюды, в которых несколько участников взаимодействуют, переживая различные эмоции: Один сердится – другой пугается.
Этюд «Про Таню». (Горе-радость).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Горе).
«Тише, Танечка, не плачь-
не утонит в речке мяч!» (Радость).
Дети с разными интонациями рассказывают знакомое стихотворение.
Заключительная часть (10 минут).
Игра «Волшебный сон»
Цель: релаксация, развитие воображения.
Ход: ребенок засыпает «волшебным сном», когда каждому может присниться то, что он захочет. Во время «сна» хорошо использовать спокойную, расслабляющую музыку. После «пробуждения» дети рассказывают и показывают то, что им приснилось.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания (индивидуальное и групповое).

Занятие № 6.
Цель: развитие групповой сплоченности, снятие напряженности, научить детей распознавать эмоции, снятие тревожности.
Структура занятия
Вводная часть (15 минут).
Приветствие (индивидуальное и групповое).
Ритуал приветствия.
Цель: настрой детей на положительное взаимодействие.
Игра «Комплименты».
Ход игры: сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: « Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении психолог может сделать комплимент или предложить сказать что-то вкусное, сладкое, цветочное.
Во время игры психолог находится в кругу вместе со всеми детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка (5 минут).
Игра «Громче»
Цель: снятие напряженности.
Ход игры: Дети по команде начинают высказывать свое недовольство, обиды и т.д. на товарищей, учителей, воспитателей и т.д. Затем дети собравшиеся повторяют свое недовольство, приглашая того, кому это принадлежала жалоба. Далее необходимо осудить происшедшее и обратить внимание на то, сколько было одинаковых жалоб. Подобрать одну, две жалобы и обсудить.
Основная часть (25 минут).
Игра «Передай по кругу»
Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.
Ход игры: Дети идут по кругу, передавая друг другу горячую картошку, ледышку, бабочку пантомимикой.
Этюд «Баба-Яга» (Этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Этюд «Лисичка подслушивает» (Этюд на выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Заключительная часть (10 минут).
Игра « Рыбаки и рыбки».
Цель: снятие психомышечного напряжения, страхов прикосновения, робости.
Ход игры: из общего количества детей выбираются две «Рыбки». Остальные участники встают парами лицом друг другу в две линии, берут друг друга за руки – и образуют собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно запуталась в сети и хочет выбраться. Рыбка знает, что это очень опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.
Замечание: чем больше участников игры, тем она полезнее и интереснее. Нужно следить за тем, чтобы движения сети не были агрессивными.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания (индивидуальное и групповое).

Занятие № 7.
Цель: научить осознавать отрицательные черты своего характера, понимать чувства вины и сострадания, уметь регулировать собственные эмоции.
Структура занятия
Вводная часть (10 минут).
Приветствие (индивидуальное, групповое).
Разминка (5 минут)
Игра «БИП»
Ход игры: Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит «БИП».
Основная часть (25 минут).
Этюд «Так будет справедливо»
Цель: эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учить понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.
Ход этюда. Психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступки детей.
Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то толкались, то кидали друг в друга подушки. Вдруг щелкнул замок – вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом.
-Почему ты встал в угол? Я тебя не наказывала! – сказала мама.
-Так будет справедливо, - серьезно сказал старший брат, - ведь это я придумал кидаться подушкой.
Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев.
Беседа.
Игра «Лото настроений».
Цель: научить определять эмоциональные состояния.
Ход игры: Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например: рыбка грустная, рыбка веселая, рыбка сердитая). Количество наборов соответствует количеству детей.
Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой эмоцией.
Заключительная часть (10 минут).
Игра «Медвежонок»
Цель: мышечное расслабление.
Ход: ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания (индивидуальное, групповое).

Занятие №8.
Цель: воспитывать у детей чувство самоопределения в предметном мире, учить средствам жестикуляции и мимики, развитие выразительности движений.
Структура занятия
Вводная часть (10 минут).
Приветствие (индивидуальное и групповое).
Введение ограничений и запретов.
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка (5 минут).
Игра «Что есть у игрушки?»
Цель: игра воспитывает у ребенка чувство самоопределения в предметном мире, осознания своего тела, и его специфические особенности.
Ход игры: психолог предлагает детям сравнить себя с той или иной игрушкой. Поощряются высказывания типа: « У уточки клювик, а у меня носик и т.д.»
Можно видоизменять упражнения, предлагая детям сравнивать себя с любимыми героями (сказочными и телевизионными), и, наконец, друг с другом (мы одного роста или разного и т.д.).
Основная часть (25 минут).
Игра «Походки»
Цель: снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение детей.
Ход игры: детям предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить как маленький ребенок, клоун, фотомодель, старик, лев, котенок, медведь и т.д.
Возможен вариант игры, когда дети сами придумывают и отгадывают, кого хотели изобразить.
Игра «Иностранец»
Цель: развитие выразительности движений, мимики, жестов, воображения.
Ход игры: к вам в гости приехал иностранец. Он не понимает русского языка, а вы не понимаете его. Ребенку предлагается пообщаться с ним, показать комнату, пригласить пообедать – без слов.
Заключительная часть (10 минут).
Игра «Насос и мяч»
Цель: осознание чувств расслабления и напряжения
Ход игры: Один из участников становится насосом, другие мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из всех мячей. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Насосом может быть и ребенок, и взрослый.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания (индивидуальное, групповое).

Занятие № 9
Цель: Учить распознавать настроение по мимике, пантомимике.
Структура занятия
Вводная часть (10 минут).
Приветствие (индивидуальное и групповое).
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка (5 минут).
Игра «Слушай хлопки»
Цель: развитие активного внимания.
Ход игры: Дети встают в круг. Внимательно смотрят на преподавателя. Когда он хлопает в ладоши один раз – нужно принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны), два хлопка – поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка – просто ходьба на месте.
Основная часть (25 минут).
Игра «Разные настроения»
Цель: научить понимать эмоциональные состояния других людей.
Ход игры: дети жестами, мимикой и пантомимикой показывают людей с разными эмоциональными состояниями, остальные отгадывают.
Игра «Передай по кругу»
Цель: развитие пантомимики, формирование групповой сплоченности.
Ход игры: Дети идут по кругу, передают пантомимикой горячую картошку, ледышку, бабочку.
Психогимнастика с последующим обсуждением.
1.Фокусник.
2.Силач с гирями.
3.Змея.
4.Грустный ребенок.
5.Хитрая лиса.
6.Злой волк.
7.Рассерженный тигр.
-Какие эмоции изображать сложнее, какие легче. Всегда ли мы правильно понимаем то или иное настроение и т.п. Выводы.
Заключительная часть (10 минут).
«Рисуем настроение».
Цель: развитие эмоциональной сферы, воображения, расслабление, проекция собственных чувств и эмоций.
Детям предлагается один из следующих вариантов заданий:
1.Выполни рисунок на тему: « Мое настроение сейчас» (этого задания можно начинать каждое задание).
2.Каждый ребенок «вытягивает» карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
3.Дети рисуют ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающие данную эмоцию.
-Понравилось? Что нового вы узнали? В какие игры вы хотели бы поиграть на следующем занятии? И т.п.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания (групповой и индивидуальный).

Занятие № 10
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний. Учить выражать эмоции, настроение художественными приемами. Ввести понятие положительной и отрицательной эмоции.
Структура занятия
Вводная часть (10 минут).
Приветствие (индивидуальное и групповое).
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка (5 минут).
Игра «Тух-тиби-тух»
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
Ход игры: психолог обращается к детям: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно воздействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Все дети становятся в круг, ведущий – в центр. Дети идут по часовой стрелке, ведущий – против. Как только я скажу (дам знак): «Раз, два, три, стоп» - все останавливаются. Ведущий останавливается против одного из участников и сердито-пресердито произносит волшебное слово: «Тух-тиби-тух». Затем ведущий меняется местами с тем, напротив кого останавливался, и игра продолжается. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человеку, стоящему перед вами».
В этой игре заложен комичный парадокс: хотя дети будут стараться говорить сердито, через некоторое время они не смогут не рассмеяться.
Основная часть (25 минут).
Игра «Смешинки и злючки».
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, а другом – злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение изображено на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик?» Дети внимательно рассматривают. «А теперь, давайте подойдем к зеркалу и попробуем изобразить сначала веселое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.
Упражнение «Рисуем эмоции» (занятие № 9)
Психогимнастические этюды.
Этюд «Гадкий утенок» (презрение и печаль).
На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один утенок какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили Гадкого Утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать – утка часто повторяла: « Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль).
Этюд «Дуремар и Тортилла» (презрение и гнев).
Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: « Ах ты, плывучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты сможешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: « Клянусь – ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просит меня об этом!» (гнев).
Этюд «Новая кукла» (Этюд на выражение радости).
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
Заключительная часть (10 минут).
Игра «Олени»
Цель: релаксация, снятие напряжения.
Ход игры: представьте, что вы – олени. Поднимите скрещенные руки вверх над головой, растопырьте пальцы, напрягите руки, чтобы они стали твердыми, как рога у оленя. А теперь расслабьте их и уроните на колени. Повторить 3 – 4 раза.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания. Групповое и индивидуальное прощание.

Занятие № 11
Цель: развитие выразительности движений, развитие умения распознавать эмоциональные состояния удивления и стыда, обучение приемам саморасслабления.
Структура занятия
Вводная часть (10 минут).
Приветствие (индивидуальное и групповое).
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка (5 минут).
Игра «Карлики и великаны»
Цель: развитие активного внимания, групповой сплоченности.
Ход игры: дети становятся в круг. Когда ведущий говорит «великаны», все должны подняться на носки и поднять обе руки вверх, если он говорит «карлики», все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперед.
Основная часть (25 минут).
Игра «Лото настроений».
Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например: рыбка грустная, рыбка веселая, рыбка сердитая). Количество наборов соответствует количеству детей или количеству микро-групп.
Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой эмоцией.
Психогимнастические этюды.
Этюд «Фокус» (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда он открыл, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Этюд «Кто съел варенье?» (удивление и стыд).
Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: « Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: « Кошка». Мама очень удивилась: « Разве кошки едят варенье?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).
«Минутка шалости».
Заключительная часть (10 минут).
Игра «Солнечный зайчик».
Цель: снятие психомышечного напряжения, расслабление.
Ход игры: сядьте поудобнее, расслабьтесь. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Представьте. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.
Теплее вам стало? Радостнее? Давайте поблагодарим Солнечного зайчика. А когда вам бывает весело?
Дети отвечают на вопрос и вместе с психологом заполняют «Ромашку радости».
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания. Групповое и индивидуальное прощание.

Занятие № 12
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния. Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций. Развитие произвольности.
Структура занятия
Вводная часть (10 минут).
Приветствие (индивидуальное и групповое).
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка (5 минут).
Игра «Совушка»
Цель: развитие произвольности, положительный эмоциональный настрой.
Ход игры: дети образуют круг. Один из них, находящийся в центре, изображает сову, остальные – жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «Наступает день – все оживает» - все дети бегают по кругу, сова в это время «спит». По команде «Наступает ночь – все замирает» - все останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те, кто построил круг раньше всех. Строиться в круг без команды – нельзя.
Основная часть (25 минут).
Игра-сказка «Три поросенка».
Цель: развитие эмоций, творческой активности, коррекция тревожности
Ход игры: психолог рассказывает сказку «Три поросенка», делая упор на последнюю часть сказки, а все дети выполняют действия героев с помощью мимики и пантомимики. Можно распределить роли между детьми.
Обсуждение.
Заключительная часть (10 минут).
Игра «Дождик»
Цель: развитие произвольного внимания, групповой сплоченности, релаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад.
Ход игры: Все участники стоят по кругу. Ведущий идет внутри круга, и, когда он заглядывает в глаза участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий не пройдет круг и, снова не подойдет к нему и, не заглянет в глаза и не поменяет движение
Ведущий идет по кругу и, заглядывая в глаза по очереди всем участникам, трет ладошкой об ладошку, на втором круге – щелкает пальцами, на третьем – хлопает ладонями по коленям, на четвертом – неритмично хлопает в ладоши, на пятом – стучит по коленям, на шестом – хлопает в ладоши, на 7-м щелкает пальцами, на 8-м – шуршит ладошками. Дождик заканчивается и затихает.
Можно сказать, что дождик, который прошел в нашей группе, навеял грусть, размышления, спокойствие. Неважно, идет ли он за окном, важно то, что происходит с нами.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания. Групповое и индивидуальное прощание.

Занятие № 13
Цель: научить понимать эмоции отвращения и стыда, развитие адекватных форм проявления эмоций.
Структура занятия
Вводная часть (10 минут).
Приветствие (индивидуальное и групповое).
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка (5 минут).
Игра «Белые медведи»
Цель игры: снятие напряженности
Ход игры: намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей – белые медведи – берутся за руки. Со словами: «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить, поймать кого-нибудь из окружающих. Когда все будут пойманы, игра заканчивается.
Основная часть (25 минут).
Игра «Два друга».
Цель: сопоставление различных черт характера, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое.
Ход игры: взрослый читает стихотворение:
Пришли два юных друга на речку загорать.
Один решил купаться – стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке и смотрит на волну
И плавать опасается: «А вдруг я утону?»
Пришли зимой два друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится – румянец на щеках.
Другой стоит растерянный у друга на виду:
«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?»
гроза дружков застала однажды на лугу
один пробежку сделал – согрелся на ходу.
Другой дрожал под кустиком – и вот дела плохо:
Лежит под одеялом – кха-ха, апчхи!
Обсуждение. Дети оценивают поведение ребят мимикой, пантомимикой.
Игра «Лото настроений» (занятие № 11)
Психогимнастические этюды.
Этюд «Кот Васька» (этюд на выражение стыда).
Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.
Этюд «Соленый чай» (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал соль. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
Заключительная часть (10 минут).
Игра: «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, развитие чувственного восприятия.
Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку. Бусы, вату, ткань и т.п. все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть, психолог объясняет, что по рукам будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами определить, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Варианты: Зверек может прикасаться к щеке, ладоням, коленям.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания. Групповое и индивидуальное прощание.

IV. Обобщающе-закрепляющий этап.

Занятие № 14
Цель: Снятие агрессии, сплочение группы, воспитание уверенности в себе, оценка умения распознавать эмоции.
Структура занятия
Вводная часть (10 минут).
Приветствие (индивидуальное и групповое).
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка (5 минут).
Игра «Пианино»
Цель: Сплочение группы, настрой детей на положительное взаимодействие.
Ход игры: Дети садятся в круг плотно друг к другу. Каждый играющий кладет руки на колени другому. Левую – левому соседу, правую – правому соседу. Руки – это клавиши, а играющие – пианино. По команде дети начинают играть на пианино поочередно, хлопать руками по коленям, не сбиваясь и не пропуская ни одной руки. Игру можно сопровождать называнием нот. Каждый раз игру начинать с нового ребенка, постепенно ускоряя ее ход.
Основная часть (25 минут).
Игра «Дружная семья»
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, отразить сложившиеся взаимоотношения в игровой группе.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким – либо делом: один лепит из пластилина, другой вышивает, другой вколачивает гвоздики в маленькую дощечку, кто-то рисует и т.д. приятно смотреть на семью, в которой так дружно работают.
Дети должны производить руками манипуляции так, словно у них в руках не воображаемые, а реальные предметы.
Тематическое рисование.
Тема: «Наша дружная группа».
Цель рисования: влияние на поведение детей. Улучшение взаимоотношений.
(10 минут).
Рефлексия прошедшего занятия.
Групповое, индивидуальное прощание.

Занятие№15.

Цель: Установление позитивного эмоционального взаимодействия в группе, предоставление полной свободы в выборе игр. Обобщение сформированных навыков на предшествующем этапе.
Вводная часть (10 минут).
Приветствие (индивидуальное и групповое).
Ритуал приветствия.
Рефлексия прошлого занятия.
Разминка (5 минут).
П.- В какие вы игры хотите поиграть? Так как сегодня последнее занятие вы сами вправе играть в те игры, в какие захотите.
Основная часть (25 минут).
П.- Какие вы молодцы! Сколько хороших игр вы усвоили в процессе занятии. А теперь давайте сядем в круг. Я благодарна вам за ваше воображение и интересные игры. А теперь давайте скажем друг другу только хорошие слова.
Заключительная часть (10 минут).
П. - Какие вы молодцы, что пожелали друг другу всего хорошего.
А теперь давайте нарисуем на память о наших занятиях автографы. (Дети рисуют свои лица или оставляют изображение своих ладошек.).
Ритуал прощания (индивидуальное и групповое).

По окончании цикла коррекционных занятий проводится повторная психологическая диагностика, осуществляется сравнительный анализ данных первичной и вторичной диагностики, делаются соответствующие выводы об эффективности проведенной работы, которые фиксируются в сводных таблицах и диаграммах.

4.Список использованной литературы

1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. «Сфера», Москва, 2003
2.Власова Т.А., Лебединская К.С., Мачихина В.Ф. Отбор детей во вспомогательную школу. М: «Просвещение», 1983
3.Карабанова Н.И. Игра в коррекции психического развития. М. 1998
4.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. 1996
5.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьника. М.:«Просвещение» 1976
6.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Москва, 2001
7.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М,: Творческий центр, 1998
8.Психолого-медико-педагогическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Под ред. Сулейменовой Р.А. Алматы 2002
9.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: Аркти, 2003
10.Шаповалова О.Е. Использование проективных методик при изучении эмоциональной сферы учащихся с нарушениями в развитии// Дефектология - № 4 - 2001
11.Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Детство-пресс, С-Петербург, 1998
Категория: Конкурс на лучшую коррекционную программу | Добавил: elen
Просмотров: 15348 | Загрузок: 1395 | Рейтинг: 3.3/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]