Эссе на тему: «Зачем мне, учителю, знание психологии школьника» - Конкурс «Я – психолог» - Каталог файлов - Школьный психолог
Среда, 07.12.2016, 19:27
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Конкурс «Я – психолог»

Эссе на тему: «Зачем мне, учителю, знание психологии школьника»
[ Скачать с сервера (0.2Kb) ] 14.12.2011, 21:31
Эссе на тему: «Зачем мне, учителю, знание психологии школьника»
Хайдарова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
школы-гимназии №10 Г. Абая,
Карагандинской области
Изменения в сегодняшнем мире происходят значительно быстрее, чем когда-либо раннее. Современное образование решает но¬вые задачи, поставленные Государством на данном этапе развития нашего общества. Существенно изменена модель выпускни¬ка средней школы. Какова же роль учителя в построении такой личности? Каким надо быть учителю в современном мире? Что нужно знать?
Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для младших школьников такой средой является класс, в котором они заняты совместной деятельностью. В школе ребенок не только готовится к жизни, он уже живет полноправной жизнью - со своими радостями, заботами, печалями, тревогами. И эта новая жизнь ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности — учебы.
По мнению А.В. Петровского, с появлением новой ведущей деятельности — учебы, в жизни ребенка появляется новый референтный взрослый — первый учитель, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Приходя в первый класс, ученики находят себе объект для подражания. И очень важно, чтобы объект для подражания был достойным. Учитель должен каждый день очаровывать ученика внешним видом, улыбкой, одеждой и так далее. Всегда и всюду - доброта и щедрость души, искренность, открытость, правдивость в общении с каждым ребенком, преданность детям - есть “спасательный” круг для ребенка. Условия для этого можно создать и специально в игре, учении, труде, творческих занятиях.
Учитель должен быть артистом. Речь - составная часть общей культуры человека, она в большей мере обусловлена умственным и нравственным развитием. Но выразительности речи должна сопутствовать эмоциональность. Не может учитель вызвать у своих питомцев нужной реакции, рассказывая о чем-либо, что должно пробудить у ребят отрицательное или положительное отношение, нейтральным, безразличным тоном. Он должен затрагивать «колокольчики души» детей с тем, чтобы они трепетали.
Практическая часть того, что мы собой представляем в действительности, как мы ведем себя в разных ситуациях, то есть что мы представляем собой в жизни, то, что мы называем психологическим контактом, — это есть взаимодействие эмоционального, волевого, практического в педагогической и ученической среде. Отношения человека выражают какую-то его потребность. Ему нравится то, что удовлетворяет его потребности и интересы, способствует достижению желанных целей, соответствует его притязаниям и установкам. Основой межличностных отношений являются потребности, и именно поэтому от каждого учителя сегодня требуется, чтобы в своей деятельности он учитывал психологические, индивидуальные особенности, интересы и потребности каждого конкретного ребенка.
Я разделяю точку зрения В.А. Сухомлинского, который писал: « Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребёнка, способность уделить каждому столько внимания, сколько необходимо для того, чтобы ребёнок почувствовал, что о нём не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют».
Анализ обратных связей помогает учителю правильно оценить свое взаимодействие с учеником, изменить свое общение с ним, включить его в разные виды коллективной работы.
Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, то есть установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения. Эффективность такого общения учителя с учеником зависит от готовности ученика принять обращенное к нему замечание и адекватно отреагировать на него, но учитель не всегда заботится о такой готовности. Он часто торопится оказать волевое влияние на ученика, а в результате получает то, чего не ожидает: ученики не понимают учителя, не становятся участниками его взаимодействия. Ученики ожидают от учителя мудрых действий, способности разрешить спор спокойно и справедливо. При правильном, справедливом разрешении учителем ситуации дети считают это естественным. Но несправедливое решение вызывает детское возмущение поведением учителя, они обсудят его в группах сверстников, расскажут родителям. Эта оценка может надолго определить неустойчивый характер взаимоотношений с учениками и отсутствие воспитательной силы педагогического воздействия. Психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя.
Поступки окружающих людей, в том числе учителей, их личностные качества, события общественной и школьной жизни ученик оценивает сквозь те нормы и ценности, которые приняты в отношениях со сверстниками. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях с учениками, так и со взрослыми.
Своё эссе хочется закончить словами В. Келлера: «Труд учителя отличается от труда скульптора лишь тем, что тот творит из камня, а учитель — из нежнейшего на свете материала: чистой души ребёнка. И получа¬ет то, что на свете всего дороже: человека — творца и героя».
Категория: Конкурс «Я – психолог» | Добавил: gera0566 | Теги: Психология школьника
Просмотров: 4738 | Загрузок: 176 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 2
1  
Полностью согласна с автором. Респект и уважение! Дети остро чувствуют несправедливость и обман, да и самостоятельности надо давать поболее. Наталья.

2  
Спасибо, Наталья, за отзыв. Сегодня очень хочется добавить, что нам необходимо не только знание психологии школьника, но и психологии родителей.Стало очень сложно общаться с людьми, которые очень мало времени, в силу разных обстоятельств, уделяют своим детям, но много требуют от школы, перекладывая свои проблемы на нас.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]