Эссе на тему «Зачем мне, учителю, знание психологии?» - Конкурс «Я – психолог» - Каталог файлов - Школьный психолог
Среда, 07.12.2016, 19:26
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Конкурс «Я – психолог»

Эссе на тему «Зачем мне, учителю, знание психологии?»
12.12.2011, 22:59
Макарова Н.Г.- учитель географии ССШ №2 гор.Актобе
К психологии я шла всю жизнь. Читала Леви в юности, искала в библиотеках статьи по психологии. Что я такое, как можно научиться управлять собой и людьми? Став учителем, я сразу стала искать ответы на сложные вопросы по преодолению неуспеваемости учащихся, повышению мотивации обучения и находила ответы в литературе по психологии.
Как-то на лекции заведующий кафедрой педагогики Актюбинского пединститута Калюжный А. сказал: « В конфликтах учителей с родителями и учащимися только один профессионал- учитель. Родителем учатся быть всю жизнь. Учителя учат в высших учебных заведениях, и только он может предотвратить конфликт или разрешить возникший конфликт грамотно». Я задумалась и согласилась. А как часто мы, учителя, виним родителей и детей, не понимая порой, что наш с вами профессионализм заключается и в создании благоприятной обстановки для обучения или установлении контакта с родителями. Давайте оглянемся и мы увидим, что в любой школе есть педагоги, постоянно конфликтующие с детьми и их родителями, а также есть педагоги, умеющие каким-то непостижимым образом устанавливать доверительные и дружеские отношения с учащимися, родителями. Интересно, что в обоих случаях присутствуют одни и те же родители и дети. Значит причина в нашей профессиональной неграмотности?
Существует принцип движения в психологии, согласно которому наблюдение за любым объектом является взаимодействием наблюдателя с объектом наблюдения. Причем, наблюдение немедленно меняет внутреннее состояние и объекта и наблюдателя. Вся наша работа – соединение своего сегодняшнего "Я" со своим высшим "Я". Эту работу можно разделить на два этапа: первое – осознание несовпадения, несостыковки, второе- выбор возвращения к единству: собрать все знания, впечатления, соединить и сопоставить картину единства.
Иногда, кажется, что учителя свои проблемы переносят на отношения с детьми, а причина в депрессии учителя. Депрессивное состояние проявляется в ощущении оторванности от своей цели, от себя и будущего. Тогда как лечение – это развитие в себе ощущение окружающего мира до такой остроты, чтобы вернуться к единству с миром. И здесь применяется принцип самостоятельной работы. Цель развития личности – в самостоятельном подъеме: если человек желает достичь совершенного существования, он должен стремиться к высшему Я, чтобы внешний и внутренний законы стали тождественны. Отождествление, сравнение свойств происходит постепенно, ступень за ступенью. Раскрытие недостатков существующего приводит к движению вперед со ступени на ступень, к более совершенному состоянию, лишенному каких бы то ни было недостатков.
И в той мере, в которой человек меняет свои свойства на свойства мироздания, его общего закона управления, в той мере он становится руководителем себя самого. В этой мере его личность - эта система саморазвивающаяся и открытая. Каждому учителю необходимо саморазвиваться. Только счастливый и гармонически развитый учитель может воспитать счастливых учеников.
Щербаков приводит очень оригинальное сравнение: « Работа психолога чем-то напоминает работу на компьютере оператора, имеющего очень слабое представление о том, что происходит внутри корпуса. Если на мониторе что-то не так, оператор нажимает на разные кнопки, исходя из соображений, что в прошлый раз, в похожем случае, это сработало. Иногда это помогает, иногда — нет». (7) Мне хочется пожелать нашим педагогам нажимать только на нужные кнопки и начать с самого себя.

1. Бодалев А. Вершина в развитии взрослого человека.( http://hpsy.ru/linka/ )
2. Вахромов Е. Психологические концепции развития
человека:теория самоактуализации. М., 2001
3. Гроф С. "Путешествие в поисках себя: измерения сознания и
новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования". М., 1995
4. Маслоу А. Психология бытия . М., 1997
5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики . СПб., 1997
6. Франкл В. Человек в поисках смысла.( http://hpsy.ru/link/250 )
7. Щербаков М. Кластерная теория интеграции.(http://www.ipd.ru/articles/kti.shtml )
Категория: Конкурс «Я – психолог» | Добавил: Рай
Просмотров: 1052 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4  
Ежедневно убеждаюсь, что знания по психологии просто необходимы учителю. Без этих знаний невозможно организовать учебно-воспитательный процесс. Замечаю, что стремление к гармонии с окружающим миром и саими собой помогают в работе. Поменьше нервов и побольше профессионализма. Это можно принять как девиз учителя? Что думаете, господа учителя? Наталья smile

3  
Сегодня учитель русского языка показала мне сочинения 11-классников (анонимные), в котором дети благодарят меня за хорошие уроки самопознания и географии, на которых они получают многие ответы на жизненно важные для них вопросы. Часто слышу такое. Приходят после уроков посекретничать. Бывало и когда сбегают из дома, то приходят и потом идем вместе к родителям. Вот ради таких моментов учительской практики стоит работать в школе. Ребенок- это целый мир, но чтобы помочь ему надо разобраться в себе любимом. И поверьте, не надо отслеживать, кто и за что премии и грамоты получает, кто работает меньше, а кто больше, надо просто работать на своем уроке. А управлять развитием ребенка мы просто обязаны. Одна жалость и сочувствие не пойдут на пользу. Учить преодолевать трудности, рассматривать ситуации с разных точек зрения, учить прощать, понимать. Но опять возвращаюсь к тому, что учитель может помочь детям, если смог помочь себе, растет и развивается сам. Пришло иное время, и оно требует от нас знания психологии человека. А управлять своими эмоциями, карьерой и т.д.- это здорово! Наталья

2  
Почему, психология - сразу управление, исправление!! почему не помощь, сочувствие, эмпатия, взаимовыручка, понимание, сопереживание и т.д. Почему ребенком нужно управлять? Он машина?Робот? Он прежде всего нуждается в понимании, а не в управлении....
С Щербаковым М. я не согласна, категорически! Я столько видела "слабых операторов", я всегда думаю, что они делают в школе, не на своем рабочем месте?! Ей выступать на открытом собрании родительском, она просто одевается и убегает, а в конце года грамота, как отличному ("слабому оператору")педагогу - психологу!!!!!! Просто, вот так они "тыкают" и жизнь чью - то "протыкают". По правде сказать, гармоничный учитель - это миф. Мы просто люди, и каждый имеет право быть не очень гармоничным.... И это не порок...
Если каждый будет у нас с высшим "Я", то кто будет просто "Я"? (не помню теорию, про "высшее Я"... может "сверх Я".....)

1  
Интересные рассуждения. Хотя в последнее время очень много говорится о компетентности учителя, все же в школах, на мой взгляд, очень мало учителей, которые способны "собрать все знания, впечатления, соединить и сопоставить картину единства". У многих завышенная самооценка, "метят все в Наполеоны". А нужно просто повернуться к ребенку лицом...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]