Суббота, 20.04.2024, 08:52
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Конкурс «Я – психолог»

«Жить – это значит расти и меняться»
11.12.2011, 10:04
Пояснительная записка.
Критическая ситуация – это ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивом, стремлений, ценностей) (Ф.Е. Василюк). Кризисная ситуация для ребенка наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей – либо поддержки и помощи справится с существующим положением дел. Ребенок испытывает сильную неуверенность и беспомощность. В это время отмечается повышенная тревожность и склонность к страхам, повышенная эмоциональность, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать депрессию, недоверие, чувство вины и др. Подростковый кризис у каждого ребенка может протекать по - разному и принимать иногда самые неожиданные для родителей формы.
Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства.
Разрешение и серьезных, и пустяковых проблем подростков зависит от того, известны ли нам подходящие алгоритмы их решений. Таким образом, данная программа, имеет профилактическую направленность, а, следовательно, направлена на предупреждение возникновения у подростков: дезорганизации, пессимизма, демобилизации и эмоционального дисбаланса.
Цель: формирование навыков практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, и как следствие создание такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным.
Задачи:
Формирование эффективных способов общения
Развитие умения слушать и понимать собеседника
Развитие рефлективных способностей.
Снижение эмоциональной нестабильности, повышение положительного эмоционального фона.
Пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств подростков.
Формирование адекватной самооценки, с развитием целостности личности и системы жизненных взглядов, способствующих ее дальнейшему становлению.
Повышение психологической грамотности подростков
Возраст учащихся: 14-15 лет
Методы и приемы:
Арттерапевтические техники
Игровые методы
Наблюдение
Домашнее задание
Релаксация
Сказкотерапевтичекие техники
Ведение дневника.
Общее количество часов: по 1 – 1,5 ч, 2 раза в неделю, в течение 5 недель.
Материалы: бумага, карандаши, краски, фломастеры, карточки, магнитофон, цветные нитки, магниты, английские булавки, платки.

Тематический план
№ Тема занятия Кол-во часов.
1 «Знакомство» 1,5
2 «Жизненные планы» 1
3 «Эмоции и чувства» 1
4 «Эмоции и чувства» 1
5 «Общение» 1
6 «Общение» 1
7 «Личность и самосознание» 1
8 «Личность и самосознание» 1
9 «Дом моей души» 1
10 «Прощание» 1,5

Содержание программы с описанием используемых игр, упражнений и психотехник.
Занятие 1. «Знакомство»
Задачи: Создать благоприятные условия для работы группы, продумать и принять правила работы группы, сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начала, создание положительной мотивации к предстоящему циклу занятий; освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия и самовыражения, принятие правил работы в группе.
Упражнение «Знакомство»
Знакомство с ведущим: участникам предлагается рассмотреть кабинет, определить, чем любит заниматься человек, работающий в нем.
Знакомство друг с другом: участникам предлагается нарисовать свою комнату или свое место в квартире, а затем назвать себя и рассказать о себе, используя рисунок.
Обсуждение:
Вопрос психолога каждому участнику: «Если бы я пришла к тебе домой, что я могла бы узнать о тебе, просто рассматривая твою комнату?»
Упражнение «Рукопожатие»
Одному из участников – добровольцу, завязывают глаза. Другие по очереди тихо подходят к нему и пожимают руку. Тот, у кого завязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожатие.
Упражнение «Кто Я?»
Необходимо написать 20 предложений, каждое из которых начинается с местоимения «Я». Писать, нужно как можно быстрее, не задумываясь.
1 Я…
2.Я…
3.Я…и т.п.
Обсуждение:
Каждый зачитывает свой список и по ходу прочтения задаются вопросы: На какой строке вы начали испытывать трудности в определении своего «Я»? Что вам мешало? Какие роли, характеристики, занятия вы стали писать, характеризуя себя, после того как преодолели трудности самоопределения?
«Окно» (завершающее упражнение)
Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, и заполняет схему «Окно». Ее психолог может приготовить заранее: на листе формата А 4 нарисовано окно, в одной половине которого сверху располагается надпись «Узнал о себе сам», в другой – «Об этом сказали другие», кроме того, оставлена форточка как скрытая область знаний о себе.
Схема «Окно» заполняется в конце каждого занятия. Если на листе не остается свободного места для заполнения, то такое же окно рисуется с другой стороны.

Занятие 2. «Жизненные планы»
Задачи:
поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснение Я – концепции, определение смысла жизни, построение жизненных планов и определение смысла жизни, развитие умения анализировать и определять психологические характеристики, развитие внутренних критериев самооценки.
Упражнение «Свеча»
Участники стоят в кругу. Ведущий (психолог) держит в руках свечу: «Каждое занятие мы с вами будем начинать с того, что стоя в кругу, я буду зажигать свечу и со словами - пожеланиями передавать соседу слева, он также в свою очередь со словами – пожеланиями будет передавать своему соседу слева. Не забывайте благодарить своих «соседей». После того как свеча сделает круг, она вернется ко мне. А в конце занятия после упражнения «окно» мы с вами вместе задуем нашу свечу».
Мы сегодня с вами будем говорить о будущем. И не просто о будущем, а о ваших планах на будущее.
Упражнение «Образ жизненного пути»
Участникам необходимо задуматься над тем, какой образ или картинка соответствовали бы пониманию жизненного пути.
1. Как можно определить стиль, в котором вы живете?
2. Если нарисовать ваш жизненный путь, как бы вы представили себя на этом пути?
Участники работают над рисунками.
Обсуждение:
После окончания работы, участники демонстрируют рисунки и рассказывают о них.
Вопросы:
После того как вы представили свой жизненный путь, подумайте над тем, как бы вам хотелось изменить его образ. Что бы хотелось перекрасить, стереть, перерисовать? Какой бы новый образ вашего жизненного пути понравился вам больше? Что можно было исправить в вашей жизни, чтобы она соответствовала тому образу жизненного пути, который вам нравится?
Упражнение «Прожить месяц»
Психолог: «Представьте, что вы можете прожить только один месяц – последний месяц в вашей жизни! В деньгах вы не ограничены и чувствуете себя вполне здоровым человеком. Как вы проведете свой последний месяц? Что вы будете делать? Куда вы направитесь? Кто будет рядом с вами? Как проведете свой последний день? Что будет после вас? Какие слова будут говорить на ваших поминках?»
Обсуждение. Ответы участников.
А теперь хорошая новость! Судьба подарила вам еще много лет – десять, двадцать, сорок, шестьдесят! Как вы собираетесь провести эти годы?
«Окно» (завершающее упражнение)
«Свеча»
Д/З: «Продумайте свои жизненные планы» (раздаточный материал)
Составьте план своей жизни на предстоящий год. Ответьте на вопросы:
1. Каковы ваши три самые главные цели в этом году? Напишите их.
2. Что вы можете делать, чтобы достичь этих целей?
3. Что вы уже делаете, чтобы реализовать эти цели?
4. Какой, по вашему мнению, станет ваша жизнь после достижения этих целей?
5. Как вы будете себя чувствовать после достижения этих целей?
6. Кто будет рядом с вами после того, как вы достигните своих целей?

Занятие 3 - 4. «Эмоции и чувства»
Задачи:
Овладение техниками и упражнениями по формированию самоконтроля, а также снижению усталости и переутомления
Пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств подростков
Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.
Снижение эмоциональной нестабильности.
Упражнение «Свеча»
Обсуждение домашнего задания.
Д/З: «Продумайте свои жизненные планы»
Каждый участник представляет свои жизненные планы, рассказывает о них.
Обсуждение
Синквейн.
Мы с вами уже составляли синквейн на уроках «Самопознания», вот и сейчас я прошу вас составить синквейн по теме нашего с вами занятия «эмоции и чувства» Может даже вы попробуете составить два синквейна отдельно «Эмоции», отдельно «Чувства». Не забывайте основные составляющие синквейна:
1 – существительное.
2 прилагательных
3 глагола
Предложение со словом «эмоции и чувства»
Обсуждение:
Дети делятся своими размышлениями и составленными синквейнами.
А теперь я прошу вас на обратной стороне листа нарисовать смайлик. Но это не просто смайлик – это смайлик вашего настроения вспомните все известные смайлики и выберете только один и изобразите его на обратной стороне листа. После окончания рисования, лист переверните и никому не показывайте.
Упражнение «Зеркало»
Для выполнения данного упражнения вам потребуется таблица.
Эмоция Ее польза Ее вред
Любовь
Гнев
Участникам предлагается исследовать отдельно два чувства: любовь и гнев. Им предлагается таблица, заполнять которую они могут самостоятельно или работая в парах.
Обсуждение:
После заполнения таблицы, проходит групповое обсуждение полученных характеристик, их сравнение, анализирование, сопоставление и т.д., каждая пара (или каждый сам) представляет свои характеристики, остальные могут добавлять либо отвергать предложенные характеристики. Минимизировать вмешательство ведущего (психолога)
Упражнение «Изобрази животное»
Упражнение проводится при помощи фантов. Каждый участник по очереди вытаскивает фант. Владелец фанта должен изобразить животное, которое написано на фанте: кот, собака, барсук, енот, баран, медведь, змея, воробей. Некоторых животных придется показывать в паре: тройка лошадей, кенгуру и кенгуренок, семья морских котиков, пара лебедей и т.д.
Обсуждение:
Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения? Что было самым сложным/простым? Почему?
Упражнение «Сосулька»
Встаньте, закройте глаза, руги поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженное. Напрягите все мышцы своего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Обсуждение:
Расскажите о ваших ощущениях. Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения? Что было самым сложным/простым? Почему?
Упражнение на релаксацию 1.
Закройте глаза, сосредоточьтесь на вашем дыхании, представьте себе, что у вас сильно зажатая в кулак обида. Напрягите руки. Почувствуйте напряжение и в кисти, и во всей руке. Разожмите кулак, расслабьте мышцы, отпустите обиды, чтобы они упали и рассыпались на мелкие части. Расслабьте руки. Ваша обида исчезла.
Обсуждение:
Опишите ваши ощущения. Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
Упражнение на релаксацию 2.
Положите руки перед собой на стол. Выдохните, при этом позвольте своей голове опуститься вниз, чтобы подбородок коснулся груди. Почувствуйте, как растянулись мышцы на затылке, расслабились плечи.
Теперь начните вдох, при этом медленно поднимайте голову, откидывая ее назад, пока не возникнет ощущение, что грудная клетка распахнулась и заполнилась воздухом.
На выдохе снова опускайте голову вниз, пока подбородок не ляжет на грудь.
Повторить упражнение три раза.
Упражнение «Истерика»
Для выполнения данного упражнения необходимо лечь на кровать, диван или на любую мягкую поверхность, на твердой поверхности это упражнение выполнять не стоит. Смысл упражнения заключается в том, что нужно представить себя ребенком, бьющимся в истерике.
Можно колотить руками и ногами о постель и одновременно с этим кричать или издавать любые другие звуки, которые просятся наружу. Делать это стоит столько времени, сколько хочется. Затем нужно несколько минут спокойно полежать и отдохнуть.
«Тарелка с водой»
Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой (можно использовать пластиковую тарелку) В результате при передаче развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением ит.п.
Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия.
«Смайлик»
А теперь я прошу вас взять свои листочки со смайликами. Ваша задача не переворачивая лист, и не подглядывая, нарисовать смайлик – который отражает ваше настроение на данную минуту. А теперь, пожалуйста, поделитесь с нами вашими смайликами и расскажите о том, что вы хотели изобразить и почему изменился/ не изменился ваш смайлик?
«Окно» (завершающее упражнение)
«Свеча»
Д/З:
«Дневник»
Я предлагаю вам начать вести дневник. Дневник может вам помочь понять себя, разобраться в проблемах, прийти к определенному решению. Каждый сам решает, как часто он будет вести дневниковые записи, и о чем будет писать. Если вы захотите поделиться своими записями мы будем рады. Ведь перечитывание дневника позволяет осмыслить свой опыт, что – то понять в себе – например, увидеть, что в сходных конфликтных ситуациях вы ведете себя одинаково и неконструктивно.

Занятие 5 - 6. «Общение»
Задачи:
Совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков, обучение навыку «как начать беседу», обучение навыку принятие критики, обращения за помощью, отстаивание своего мнения, убеждения, преодоление давления, выражение благодарности, развитие умения распознавать фальшь в поведении человека, замечать изменения в особенностях поведения; тренировка умения находить нестандартные решения в сложных ситуациях; формирование навыков убеждающего воздействия, поиск приемов, наиболее подходящих каждому; развитие навыков актерского мастерства и умения следовать заданной роли.
Упражнение «Свеча»
Обсуждение домашнего задания.
Д/З: «Дневник»
Кто из вас уже начал вести дневник? (достаточно просто ответов детей, без расспросов, если только ребенок не захочет поделиться своими наблюдениями)
«Самому любить лучше, чем быть любимым» Аристотель.
Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл высказывания.
Упражнение «мама, я хочу домой»
Все участники группы стоят вместе. Ведущий – по другую сторону. Он спрашивает участников:»кто хочет домой?» когда кто-либо отвечает:»Я», - ведущий ставит условие:»Вы должны пройти как… (один из образов, подходящих данному человеку): балерина, бабочка, слон, лягушка, автомобиль, ленивый ученик, идущий в школу и т.п.» Можно задать образы персонажей известной сказки или той сказки, которая будет инсценироваться и анализироваться.
Сказка «Теремок»
Ресурсы: 8 карточек с описанием ролей и краткой инструкцией, 8 карточек с написанными на них цифрами от 1 до 8, столы, стулья, другие предметы мебели, которые можно использовать для создания декорации «Теремка»
1 – й этап. Введение в игру.
Ведущий. Все вы с детства хорошо знаете сказку «Теремок». Помните, как там разворачивались события? Сначала комар (в некоторых вариантах – мышка) находил в поле теремок и, выяснив, что в нем никто не живет, занимал свободную жилплощадь. Затем по очереди появлялись разные животные, которые поселялись в теремке: муха, лягушка, заяц, лиса, волк.… Однако конец благополучному и мирному сосуществованию жильцов теремка положил медведь, который то, ли в силу своей агрессивности, то ли просто по глупости, не соотнеся габариты своего тела с размерами теремка, разрушил хрупкое здание. Но причины такого поведения нас уже интересовать не будут. Важно, что жители теремка должны обезопасить себя от чреватого трагедией вторжения медведя. Иными словами, лучше всего его вообще не пускать.
2 – й этап. Распределение ролей.
Ведущий раздает игрокам карточки из обоих комплектов «рубашкой» вверх. Переворачивать карточки можно только по команде ведущего. При этом другие игроки не должны знать, кому какая роль досталась. После знакомства с содержанием карточки из первого комплекта прячутся участниками в карманы.
Ведущий. Каждая роль имеет свои особенности, задающие правила поведения. На карточках написано, кого вам нежелательно пускать в теремок, а кого, - напротив, - очень рекомендуется. При этом всем нужно позаботиться, чтобы в теремок, не попал медведь. Когда придет ваша очередь проситься в теремок, вы объявите, кем вы являетесь. Единственное исключение – игрок, которому досталось роль медведя. Он ни в коем случае не должен раскрывать себя до конца игры. Зато он может выдать себя за любого другого зверя. И тут уж самим жителям теремка нужно будет догадаться, кто из двух одинаковых животных является настоящим. Итак, у кого из вас оказалась цифра «один»? Вот у нас и первый житель теремка.
3 - этап. Заселение теремка.
Теремок можно соорудить из стульев, или каким – либо символическим образом ограничить пространство. Первый житель теремка, заняв место в этом пространстве, объявляет о том, кто он такой. Возможна ситуация, когда первым номером окажется игрок, которому досталась роль медведя. Тут уж ничего не поделаешь: игру нужно начинать заново и произвести пересдачу карточек. Затем подходит второй номер, разворачивается диалог: «Кто – кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?» В зависимости от инструкции игрок, уже находящийся в теремке, либо пускает гостя, либо нет.
Гостям придется приложить немало усилий для убеждения жильцов теремка в своей необходимости этому общежитию. Да и самим жильцам придется поспорить друг с другом: ведь у них разные интересы!
4 – й этап. Завершение игры.
Игра заканчивается, когда после споров и препирательств звери, наконец, определяют «главного подозреваемого» - медведя и объявляют, что именно этого гостя они решили не пускать в теремок. Тогда ведущий может объявить о последнем этапе игры – раскрытии ролей и завершении. В этот момент и становится ясно, удалось ли участникам игры добиться главной цели – уберечь себя от вторжения медведя.
Обсуждение:
Для кого исполняемая роль оказалась «трудной»? Для кого «легкой»?
Было ли для вас естественным следовать указаниям инструкции при исполнении роли?
Какие способы убеждения своих партнеров вы использовали?
Какое поведение показалось вам подозрительным?
Какие способы убеждения нельзя считать слишком эффективными? Почему?
Какие способы убеждения являются, по вашему мнению, наиболее продуктивными? Почему?
Ведущий благодарить учащихся за участие в игре.
В процессе обсуждения полезно обратить внимание участников на то, какие позиции занимали гости, стремясь попасть в теремок, и как они действовали в случае отказа со стороны уже вселившихся жильцов. Ни в коем случае фиксация неэффективного поведения не должна превращаться в обвинения в адрес исполнителей. Важно, чтобы для всех участников игры стало очевидным преимущество во многих ситуациях психологической позиции «на равных»
Карточки для работы.
Комар – ведет себя упрямо и агрессивно, настаивает на своем, не слушая других. Категорически против заселения в теремок лягушки (она может его съесть) и медведя. Готов принять в теремке мышку (ее легче всего покусать)
Мышка – очень подвижна и пуглива, своего мнения почти не высказывает. Против заселения в теремок лисы (та может ее съесть) и медведя. Хотела бы, чтобы в теремке жила лягушка, поскольку она наиболее близка по размеру.
Заяц – робок, застенчив, готов согласиться с любым мнением. Против соседства с комаром (нет – нет, да укусит) и медведем. Согласен с заселением в теремок волка (авось, защит, если что, от лисы).
Волк – спокоен, сдержан, мнение веско и убедительно. Против соседства с мышкой (шуршит постоянно) и медведя. Согласен с заселением в теремок зайца (но зря тот надеется на защиту от лисы – волк просто сам любит рагу).
Муха – постоянно что-то говорит, надоедлива, но не настойчива в своих взглядах. Не заинтересована в заселении в теремок волка (большой, может ее раздавить) и медведя., симпатизирует комару (благодаря К.И. Чуковскому)
Лягушка – нетороплива, взвешивает решения и старается убедить других. Против заселения в теремок зайца (ревнует, что он дальше прыгает) и медведя. Готова принять в теремке муху (обед с доставкой на дом).
Лиса – хитра, дипломатична, находчива, ведет себя гибко. Умеет добиться своего. Против заселения в теремок мухи (уж очень надоедлива) и медведя. А вообще – то хотела бы жить в теремке единолично.
Медведь – вынужден скрывать, кто он на самом деле. Может выдать себя за любого из животных: комара, муху, мышку, лягушку, зайца, лису или волка (по материалам дистанционных курсов повышения квалификации педагогический университет «Первое сентября»).
«Начало беседы»
Каждый из вас хоть один раз в день использует данный навык. Правильное начало разговора поможет вам в его конце добить того, чего вы хотите, и расстаться с собеседником так, что вы оба останетесь довольны (дальше работа в парах).
Шаги упражнения:
1. Поздоровайся с собеседником
2. Поговори о чем – нибудь нейтральном или интересном для собеседника, чтобы втянуть его в разговор (5-7 минут)
3. Реши, слушает ли он тебя (смотрит он на тебя или в сторону, кивает ли головой, говорит ли «м – м, да – да»)
4. Перейди к главной теме (8-10 мин)
Примеры ситуаций, которые можно предложить подросткам для проигрывания: договориться о том, чтобы помыть машину за определенную плату; отпроситься у родителей на дискотеку; познакомиться с новым человеком; договориться с учителем и пропустить урок и др.
Обсуждение:
Что получилось/не получилось при выполнении упражнения? Какие этапы были самые трудные? Почему?
«Волшебный щит»
Давайте сейчас с вами надуемся, как автомобильные шины.. надуваемся, надуваемся.. до конца, чтобы появилось желание сдуться, пока мы не лопнули.
Так чувствует себя человек, когда его критикуют: или надувается и лопается – атакует в ответ, или чувствует, как проваливается сквозь землю. А теперь представьте, что канонир наводит на вас пушку и стреляет. Попадает в вас ядро или нет, зависит от вашей ответной реакции. Ядро пролетит мимо, если вы в ответ на критику выстраиваете перед собой волшебный щит – зададите простой вопрос: что вы имеете в виду?
А теперь я предлагаю вам еще одну методику «принятия критики»
Шаги упражнения:
1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным.
2. Попроси разъяснения – «Что вы имеете в виду?» При этом желательно повторить фразу, по поводу которой требуется разъяснения.
3. Отметь реакцию партнера.
4. Скажи, с чем ты согласен, а с чем – нет, и почему. При этом чувствовать себя надо свободно.
Запомните! Услышав критику, нужно оставаться спокойным. Ведь иногда приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно.
Примерные ситуации: учитель ругает тебя за неаккуратно заполненные дневник и тетради; друг назвал тебя «жмотом» и т.д.
Просьба о помощи.
Шаги упражнения:
1. Реши, в чем заключается проблема.
2. Подумай, можешь ли ты решить проблему самостоятельно.
3. Реши, хочешь ли ты помощи.
4. Подумай, кто может помочь тебе.
5. Оцени всех возможных помощников и выбери лучшего.
6. Расскажи ему о своей проблеме и попроси его помочь тебе.
Примеры ситуаций: участник просит учителя помочь в решении трудной домашней задачи; просит одного из родителей помочь разобраться в личной проблеме; просит друга одолжить на вечер его модную вещь.
«Ведение переговоров»
Шаги упражнения:
1. Реши, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях.
2. Изложи собственную позицию и подчеркни уважение к чужому мнению.
3. Спроси собеседника, что он думает о проблеме.
4. Внимательно выслушай его ответ.
5. Подумай, что в его мнении является позитивным.
6. Предложи компромисс, учитывающий мнение и чувства обеих сторон.
Примеры ситуаций: решить, какой фильм смотреть по телевизору; договориться с соседкой, которая просит посидеть с ее ребенком, о вознаграждении за работу.
«Отстаивание своего мнения»
Шаги упражнения:
1. Подумай, что случилось, из-за чего ты почувствовал себя недовольным.
2. Подумай о способах, которыми ты можешь отстоять свои права, и выбери лучший.
3. Выбери правильное время и место. Выскажи свое мнение, избегая давать оценки.
4. Выслушай ответное мнение.
5. Последовательно отстаивай свое мнение разумным способом.
Примеры ситуаций: обратиться к учителю, с требованием отменить несправедливое наказание; убедить родителей, что твоя прическа – это твое личное дело; попросит сестру прекратить пользоваться твоей косметикой.
«Выражение благодарности»
Шаги упражнения:
1. За что ты хочешь поблагодарить другого человека (за комплемент, помощь, подарок)
2. Подумай, как именно ты хочешь выразить свою признательность (словами, подарком, ответным подарком)
3. Выбери правильное время и место, чтобы выразить свою благодарность (ответить на комплимент лучше сразу, а ответный подарок часто приходится откладывать до ближайшего праздника или дня рождения)
4. Вырази свою благодарность. Скажи собеседнику, почему ты благодаришь его (особенно в том случае, если выражение благодарности не сразу следует за поступком другого человека).
Примеры ситуаций: приятель сказал тебе, что сегодня ты особенно хорошенькая; отец дал тебе добрый совет.
«Окно» (завершающее упражнение)
«Свеча»
Д/З: продолжение введения дневника.

Занятие 7 - 8. «Личность и самосознание»
Задачи:
Способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я – концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы, формирование представлений о взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
Упражнение «Свеча»
Обсуждение домашнего задания.
Д/З: «Дневник»
Кто хочет поделиться своими записями в дневнике? (достаточно просто ответов детей, без расспросов, если только ребенок не захочет поделиться своими наблюдениями, записями)
Упражнение «Ласковое слово»
Вспомните и запишите, какими ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых.
Обсуждение:
Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще?
Когда вам что-то требуется, и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку?
Или когда у вас хорошее настроение?
Часто ли вы делаете это?
Если нет, то почему?
Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к людям?
Что вы испытываете, когда называете людей ласковыми именами?
А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?
«Все мы..»
«Все мы» - это ассоциативно – ролевой портрет участников, всех тех, кто собрался в группе. Он покажет, как каждый видит себя. Один участник выходит. Психолог (ведущий) просит каждого участника сказать об ушедшем что-нибудь приятное. Это записывается. Затем участник входит. Психолог говорит, например: «Пока вы отсутствовали, мы случайно завели о вас разговор. Не поверите, как много приятного о вас было сказано. Один сказал…» частник должен отгадать, кто что сказал и почему.
«Мое качество»
Выберите из перечня своих характеристик одно нравящееся вам качество. Сядьте поудобнее, глубоко вздохните, расслабьтесь.
Когда и как в последний раз проявилось в вашем поведении это качество?
Восстановите в своем воображении этот случай. Что вы видели тогда? Что слышали? Что ощущало ваше тело.. ваши руки… кожа на лице? Погрузитесь в ту ситуацию, переживите ее заново…
Вы можете оставаться в этом воспоминании столько, сколько захотите. И, глубоко вздохнув, вы можете выйти из него, когда захотите.
Обсуждение:
Ребята делятся своими впечатлениями, чувствами, ощущениями.
«Что такое мальчик и что такое девочка?»
Группа делится на две подгруппы. Девочки создают коллаж на тему «Что такое девочка», а мальчики – не тему «Что такое мальчик». После создания коллажа девочки рассказывают мальчикам, а мальчики – девочкам о своих работах.
«Спрашивайте – отвечаем»
Группа делится на две подгруппы. Каждый участник пишет на листочке бумаги свой вопрос (один участник – один вопрос). Тема вопросов – отношения мальчиков и девочек, свидание: «Что ты любишь делать на свидании?», «Как ты можешь определить, что нравишься кому – нибудь?», «Какой стиль одежды мальчиков (девочек) тебе больше всего нравится?» Листочки собираются в две разные коробочки.
Обсуждение вопросов начинают девочки. Девочки садятся в круг на ковер. А мальчики образуют круг, сидя на стульях позади девочек и наблюдают да дискуссией. Если кто – нибудь из мальчиков хочет что-то уточнить, он должен поднять руку и ждать, пока руководящая обсуждением девочка даст ему слово. Затем участники меняются местами, и мальчики отвечают на вопросы девочек из другой корзинки или коробочки.
Итог:
Какие вопросы были самыми не простыми?
Какие вопросы настолько очевидны, что просто мальчики (девочки) этого не видят?
Поделитесь своими ощущениями после проведенного упражнения.
«Два мира»
Группа делится на две подгруппы. Подгруппы встают друг напротив друга и по очереди говорят друг другу:
Мне нравится быть женщиной (мужчиной), потому что…
Мне хочется быть мужчиной (женщиной), потому что…
Мне трудно быть мужчиной (женщиной), потому что…
Я горжусь тем, что я мужчина (женщина), потому что…
Я завидую мужчинам (женщинам), потому что…
Мне не нравится в мужчинах (женщинах)…
Хорошо быть мужчиной (женщиной), потому что…
Плохо быть мужчиной (женщиной), потому что…
«Окно» (завершающее упражнение)
«Свеча»
Д/З: «Мой герб»
Участникам предлагается изобразить свой герб, который отражает их жизненное кредо, отношение к себе и к миру в целом.

Занятие 9. «Дом моей души»
Задачи:
Актуализация личностных ресурсов, повышение уверенности в себе, расширение границ когнитивного восприятия мира, активизация сенсорной памяти, углубление процесса самораскрытия,
Упражнение «Свеча»
Обсуждение домашнего задания.
Д/З: «Мой герб»
Обсуждение домашнего задания занятия 8 – обсуждение и сравнение подготовленных рисунков.
«Дом моей души»
Ставится спокойная музыка. Участникам предлагается представить место, где им хорошо, их самое любимое место, и рассмотреть пейзаж вокруг. Затем их просят мысленно построить там дом и постараться запомнить все детали образа. И в заключении – нарисовать увиденный образ. Когда все работы будут выполнены, ребята делятся своими рисунками и впечатлениями от задания.
«Дерево»
Участникам предстоит нарисовать рисунок одного дерева таким образом, что каждый из них будет рисовать какую – то отдельную его часть. Им раздаются листы формата А 4. участники должны, не разговаривая (!), выбрать каждый для себя ту часть дерева, которую они будут рисовать, и изобразить ее. Затем нарисованные части стараются объединить в целое – большое дерево.
Обсуждение:
Насколько участникам удалось договориться и создать целостную картину дерева?
Каков вклад в это целое каждого из участников?
«Закончи предложение»
Участников просят закончить предложение «Успех в жизни для меня – это…».
Обсуждение:
Опираясь на результаты выполнения задания, предлагается порассуждать о роли успеха в жизни каждого из участников и том, как они к нему стремятся.
«Окно» (завершающее упражнение)
«Свеча»
Д/З: «Рисунок левой рукой»
Нарисовать рисунок левой рукой.
«Я хочу вам подарить»
Представьте, что у всех нас с вами день рождения в один день, и нам необходимо всем подарить подарки. Нарисуйте те подарки, которые действительно, на ваш взгляд необходимы для каждого конкретного участника нашей группы. У вас должно получиться столько подарков, сколько участников в группе. Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все что угодно. Каждый нарисованный подарок необходимо адреосвать (подписать, для кого он предназначен).

Занятие 10. «Прощание»
Задачи:
Актуализация и обобщение знаний о своем будущем, получение обратной связи, закрепление представлений участников о самих себе, анализ и обобщение опыта изменений, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности.
Упражнение «Свеча»
Обсуждение домашнего задания.
Д/З: «Рисунок левой рукой»
Выставка и обсуждение рисунков, сделанных левой рукой.
«Жить – это значит расти и меняться»
Участники, обращаются к своим схемам «Окно», по очереди зачитывают то, что узнали о себе за время занятий.
«Ожерелье пожеланий»
В центре комнаты стоит стул, на котором лежат заранее подготовленные по числу участников отрезки шерстяной нити по 60см и достаточно большое количество отрезков шерстяной нити по 10см разного цвета. Каждый участник берет нить 60см и повесит себе на грудь, завяжет узелком, сделав основу под «Ожерелье желаний». Затем каждый будет брать по несколько цветных отрезков по 10см, и привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своими пожеланиями. Старайтесь желать человеку только то, что ему действительно нужно. Никого пропускать нельзя.
«Прощание»»
Участники делятся своими впечатлениями от занятий, перебирают работы, сделанные за это время. И вручают друг другу рисунки на тему «Я хочу вам подарить», сопровождая их рассказом о том, почему был выбран тот или иной подарок.

Список использованной литературы.
1. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
2. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2004.
3. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2008
4. Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Категория: Конкурс «Я – психолог» | Добавил: Ольга | Теги: конкурс Я - психолог
Просмотров: 1680 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 2
2 КНН  
Четко продуманная,с хорошей структурой и интересным содержанием программа. Я думаю материал будет востребован не только психологами, но и классными руководителями, т.к. многие приемы можно использовать на классных часах. Спасибо.

1 Arlasha  
Благодарю за содержательный материал

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]