Родительское собрание "Как научить ребенка слушаться" - Конкурс «Я – психолог» - Каталог файлов - Школьный психолог
Понедельник, 05.12.2016, 01:21
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Конкурс «Я – психолог»

Родительское собрание "Как научить ребенка слушаться"
[ Скачать с сервера (23.3Kb) ] 08.12.2011, 19:05
Конкурс «Я - психолог»
Номинация: «Разработка внеклассного мероприятия, связанного с психологией ребенка».
Автор: Фазлетдинова Алла Александровна педагог-психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Саторис» г. Уфа Республика Башкортостан

Родительское собрание в начальной школе
«Как научить ребенка слушаться»

Цель:
создание положительного настроения, повышение родительской компетентности в вопросах преодоления проблемного поведения ребенка, формирование у родителей уверенности в собственных воспитательных возможностях.
Ход занятия
Здравствуйте! Я очень рада встречи! Давайте все встанем в круг. Возьмите своего соседа за руку. А теперь, не отпуская рук, прислушаемся к нашему дыханию. Послушаем, как бьется наше сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – делаем шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Как спокойно и ровно мы дышим! Здорово получилось!Присаживайтесь в круг.
Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка слушаться. Но для начала, ответьте на вопрос: «Почему дети должны слушаться?»
Спасибо за ваши ответы. Да, вы правы, в жизни детей должны быть правила. Правила организуют жизнь ребенка. Ребенок, который не научился следовать правилам, будет иметь проблемы в школе. Чтобы ребенок приобрел навыки самодисциплины, правила на первом этапе должны быть навязаны ему извне. Дети внутренне сами хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание которых зависит от их родителей. Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них.
Соответственно возникает вопрос: если ребенок чувствует себя более защищенным в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти правила и порядок нарушить? Как вы думаете?
Ответить на вопрос можно так, дети восстают не от правил, а от способов их внедрения.
Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье безконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю.Б «Общаться с ребенком. Как?» Кстати, обязательно приобретите эту книгу.
Итак, правило первое: правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого. Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.
Правило второе: правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Родители прежде всего должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».
Правило третье: родительские требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка. Потребность в движении, познании, упражнении – это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше, чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия - это все равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.
А сейчас, давайте попробуем потренироваться, в каких случаях можно накладывать запреты и ограничения, а в каких нет.
Ситуация 1.
Ребенок лезет в лужу, чтобы исследовать ее глубину. Можно ему разрешить это или нельзя? (Правильный ответ: можно, но только в высоких сапогах)
Ситуация 2.Ребенок хочет поиграть с папиным сотовым телефоном. Можно ему разрешить это? (Правильный ответ: нельзя играть с папиным телефоном, потому что это не игрушка. Можно купить игрушечный телефон или дать старый, ненужный)
Ситуация 3.
Ребенок хочет играть в мяч в квартире, стучит им об пол. Можно ему разрешить это или нельзя? (Правильный ответ: в квартире мяч об пол бить нельзя. Можно на улице и подальше от окон. Можно и дома, но только катать.
Ситуация 4.
Ребенок разбрасывает игрушки по всей квартире. Можно разрешить ему это? (Правильный ответ: можно, но перед сном следует помочь ребенку навести порядок в комнате).
Ситуация 5.Ребенок не убирается в своей комнате. Можно разрешить ему это? (Правильный ответ: можно, если вы передали ему ответственность за уборку в его комнате).
Спасибо, за ваши комментарии. Итак, мы научились правильно накладывать запреты и ограничения. А что делать, если, несмотря на запрет, ребенок взял и нарушил правила. Как научить ребенка отвечать за свои поступки?
Спасибо за ваши ответы. Например, можно применить штрафные санкции.
Начать нужно с обещания, которое вы должны дать сами себе – «Никогда не применять физическое наказание!»Шлепнуть, толкнуть, потрясти, щипнуть, крикнуть – это очень действенный способ быстро остановить непослушного ребенка, напугав, ошарашив, причинив ему мимолетную боль. На некоторое время он станет послушным. Но, то, что мы делаем ребенку, возвратится, подобно бумерангу, и ударит нас.
Проведены множество психологических исследований, в которых доказано, что чем жестче родители наказывают своих детей, тем злее (агрессивнее), они становятся в отношениях с другими детьми. Впоследствии такие дети вырастают в агрессивных родителей собственных агрессивных детей. Замкнутый круг.
Итак, у вас есть выбор: либо оставить все как есть, либо, если вы хотите изменений в поведении ребенка, дать себе обещание – не использовать физическое наказание, и настойчиво выполнять те рекомендации, которые, вы сегодня получите.
Выделите себе испытательный срок – 21 день. Не рассчитывайте на мгновенный успех: изменения в поведении так быстро не происходят. Они станут заметны как минимум через 3 недели постоянных повторений, поэтому не стоит торопиться. Не сдавайтесь, пока не увидите положительных изменений в поведении ребенка.
Начать нужно с того, что заранее объявить ребенку об установлении штрафных санкций. Можно сказать: «Сынок, с сегодняшнего дня у нас будут новые правила. Теперь, если ты ударишь младшего брата, то тебе придется понести наказание». Или можно сказать: «Доченька, ты поступаешь плохо, когда грубишь бабушке. Теперь у нас будут новые правила: если ты будешь грубить бабушке, то тебе придется понести наказание» Можно даже изложить ваш договор в письменном виде, чтобы ребенку стало абсолютно ясно: нарушение повлечет за собой применение дисциплинарных мер. Пусть ребенок подпишет договор, чтобы у него не осталось ни малейших сомнений в серьезности ваших намерений. Подумайте над тем, чтобы предложить ребенку самому придумать наказание за плохое поведение. Это прекрасный способ научить его брать на себя ответственность за свои неверные поступки. Штрафные санкции, придуманные ребенком, как правило, строже тех, что придуманы родителями. Вы можете не соглашаться с предложениями ребенка, это просто способ вовлечь его в процесс.
Соотносите штрафные санкции с проступком ребенка. Например, если сын обзывал сестренку, то должен будет вместо нее выполнить ее обязанности по дому. Если дочка украла вещь у подруги – то она должна возвратить и отдать родителям карманные деньги за следующий месяц.
Соотносите штрафные санкции с уровнем развития ребенка, его возрастом. Например, не требуйте от 6-летнего ребенка, чтобы он прочитал всю книгу. Или 3-хлетнего ребенка сидеть в тихом уголке 30 минут, вместо 3.
Не обсуждайте свое решение. Определив те или иные штрафные санкции, придерживайтесь своего решения и будьте последовательны.
Привлеките к процессу всех. Расскажите мужу, воспитателю, дедушке и бабушке о том, что вы договорились, что если сын (дочь) нарушит правила поведения, то он понесет наказание.
Оберегайте достоинство ребенка! Всегда применяйте к ребенку штрафные санкции наедине и обращайтесь с ним уважительно. Держитесь спокойно и нейтрально. Покажите пример поведения в сложных условиях.
Вот какие штрафные санкции можно применить (раздается каждому родителю):
1. Тихий стульчик (уголок) – спокойное безопасное, хорошо освещенное и изолированное место в доме, где не должно быть игр, игрушек, телевизора и других отвлекающих факторов. Длительность изоляции определяется возрастом ребенка – это минута за каждый год жизни ребенка.
2. Лишение привилегий, домашних развлечений – например, забирать одну игрушку за каждый проступок, а за успех – возвращать; или не смотреть телевизор сегодня вечером; не играть в компьютер сегодня днем.
3. Запрещение выходить из дому в течение определенного времени. Для младшего школьника длительность такого наказания составляет час или два.
4. Дополнительные обязанности (кроме тех, которые ребенок уже выполняет).
5. Извинение: формы могут быть самыми разными: слова «простите, я виноват», сказанные с таким выражением, которое подтверждает, что ребенок действительно сожалеет; записка, маленький подарок, сделанный своими руками.

ВАЖНО! После применения штрафных санкций необходимо попросить ребенка рассказать, что он сделал не так, за что его наказали. И что он в следующий раз сделает иначе. Маленьким детям нужно помочь произнести правильные слова. Можно попросить ребенка отразить это в рисунке. Очень важно помочь ребенку понять, что именно он сделал неправильно, чтобы он так больше не делал.
Не забывайте, когда вы предъявляете ребенку штрафные санкции, то должны испытывать чувство сочувствия и сожаления, а не злость и мстительность!
Давайте разберем пример из жизни: На консультацию пришла мама с такой проблемой: «Сын первоклассник постоянно обижает младшую сестренку, грубит ей, может толкнуть, ударить»Задание для всех родителей (на обдумывание дается 3 минуты):
1) Объявите ребенку от имени мамы о введении новых правил (штрафных санкций).
2) Какие штрафные санкции вы бы подобрали в данном случае?
3) После применения штрафных санкций, спросите у ребенка, за что его наказали и помогите объяснить, найти правильные слова, за что его наказали!
Заслушивается каждый родитель.
Большое спасибо! У вас здорово получилось!
Остается один важный момент, что же делать с собственным гневом? Ведь порой эмоции злости так сильно захлестывают родителей, что невозможно их контролировать и остановить. Они вырываются, как кипящая лава из вулкана, сносящая все на своем пути – и полетели удары, крики, шлепки! А потом приходит осознание вины и своей неполноценности, как отца или матери.
Научитесь замечать нарастание эмоций до момента, когда наступает потеря контроля. Выражайте свои чувства, ясно давайте понять причину вашего гнева и удалитесь, чтобы дать выход эмоциям. Не бойтесь сказать: «Я сержусь! Мне нужно время, чтобы подумать. Нам обоим следует остыть, а потом мы поговорим».
Отделяйте своего сына (дочь) от проступка. Помните, что оценивать нужно не ребенка, а поступок, то, что он натворил. Пока вы сердиты, не назначайте наказания.
Только, когда вы полностью остынете, когда злость уйдет, а придет чувство сожаления и сочувствия. Позовите ребенка и расскажите ему о своих чувствах. Старайтесь не напирать на слово «ты» с эпитетами вроде «Ты растеряха», «ворона» и т.д. Используйте «Я – высказывания». Лучше говорите «я». «Я рассердилась, что потерялось кольцо!»
Иногда родители, не зная как наказать ребенка, не задумываясь о последствиях, говорят: «Я тебя не люблю!» Наверное, это одно из самых страшных наказаний. У ребенка может сформироваться стойкий страх того, что он никому не нужен, он очень плох, сразу появляются признаки тревожности, или, наоборот, агрессии.
А сейчас, я предлагаю вам сделать жест любви для своего ребенка. Возьмите, пожалуйста, чистое сердечко и напишите своему сыну или дочери слова любви.
Звучит лирическая мелодия, родители располагаются за столами, оформляют сердечки и возвращаются в круг.
Дети подобны чашам. Когда эти чаши полны любви, тогда они сами готовы отдать свою любовь, тогда они будут любящими детьми. Но когда их чаши пусты, им нечего отдать. Придя сегодня домой, подарите своему сыну или дочери это сердце. А сегодня наше занятие подошло к концу. Мы здорово потрудились сегодня! Чем полезна для вас данная встреча? Что для вас является самым важным из того, чему вы научились сегодня? Какие конкретные приемы вы будете использовать?
Большое спасибо, за ваши высказывания!
Воспитание детей – не легкое дело! Как всякий человек вы совершаете ошибки. В таких случаях не следует терзать себя. Извинитесь перед ребенком и в следующий раз поступайте иначе. Находите для себя время и поддерживайте высокий уровень эмоциональной энергии. Регулярно проводите какое-то время наедине с собой, без ребенка. Если гневные чувства выходят из под контроля, обратитесь к психологу. Это очень важно и для вас и для ребенка.
Всего доброго! До свидания!
Категория: Конкурс «Я – психолог» | Добавил: Алла-психолог | Теги: родительский клуб, воспитание
Просмотров: 1742 | Загрузок: 196 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 5
5  
Интересно!

4  
Спасибо, рада, что понравилась моя работа! Удачи!

1  
Очень интересный конспект. Обязательно воспользуюсь им в своей работе!

2  
:)большое спасибо за комментарий, очень рада, что Вам понравилась моя работа!

3  
Я очень рада, что понравилась моя работа! smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]