Вторник, 23.04.2024, 23:58
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Статьи ученых

АУТОДЕСТРУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ИННОВАЦИИ, ПАРАДИГМЫ И ПАТТЕРНЫ
[ Скачать с сервера (48.0 Kb) ] 13.06.2012, 10:58

АУТОДЕСТРУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ИННОВАЦИИ,

ПАРАДИГМЫ И ПАТТЕРНЫ

 

Б.А.Сейдулаев - доцент кафедры общей и прикладной

психологии КазНПУ им. Абая

 

Понятие «аутодеструктивная психология» имеет два основных значения:

1) «аутодеструктивная психология» - это наименование отрасли психологии, наука призванная изучать аутодеструктивные феномены;

2) «аутодеструктивная психология» - специфические психологические особенности психики и сознания людей с аутодеструктивными тенденциями поведения, жизнедеятельности [1].

Вместе с тем, с самого начала презентации нашей статьи мы хотели бы обратить особое внимание на то обстоятельство, что, к сожалению, само понятие «аутодеструктивная психология» ещё не сложилось и можно сказать отсутствует в лексиконе научных и практических работников, трудящихся в сфере образования, медицины, психологии и т.д.

Отметим также, что в самых разнообразных, многочисленных публикациях главным образом говорится о «девиантности», «дезадаптивности», «аддиктивности» «психологии деструктивного поведения», но нет прямого упоминания именно выражения «аутодеструктивная психология» [2].

Тщательный анализ литературных источников, интернет ресурсов, трудов классиков и современных авторов, свидетельствует что словосочетание «аутодеструктивная психология» не встречается в работах как зарубежных так и отечественных ученых, специалистов.

В предлагаемой статье нами предпринята попытка восполнить данный пробел, устранить упущение в системе психологической науки, придать научный статус чрезвычайно важному во всех смыслах термину «аутодеструктивная психология» и способствовать становлению и оформлению весьма нужной и востребованной в нынешние смутные, кризисные времена самостоятельной научной дисциплины под именем «аутодеструктивная психология» [3].

В излагаемой  статье мы рассматриваем понятие «аутодеструктивная психология» преимущественно в первом его значении, но одновременно подразумеваем и не упускаем из виду, что оно имеет и второе значение, определение которого приводится ниже.

Аутодеструктивная психология – совокупность устойчивых, существенных психических свойств личности, проявляющаяся в дезадаптации, девиации  поведения и деятельности, выражающаяся в деструктивном отношении  к себе, к миру и другим людям.

Внешним выражением  аутодеструктивной психологии является аутодеструктивное поведение.

Аутодеструктивное поведение – внешняя форма проявления внутренней активности, манифестация психических функций, феноменология психической организации личности.

Аутодеструктивная психология - внутреннее условие, содержание психической   жизни индивида, психическая реальность.

Аутодеструктивное поведение и аутодеструктивная психология образуют диалектическое единство внешнего и внутреннего, формы и содержания, причины и следствия, объекта и предмета науки.

Аутодеструктивная психология лежит в основе любого  аутодеструктивного поведения, детерминирует его.

Аутодеструктивное поведение всегда разрушительно, агрессивно.

Аутодеструктивное и  аутоагрессивное поведение – постоянные спутники друг друга.

Само слово «деструкция» в переводе с латинского языка означает буквально:

- разрушение;

- нарушение нормальной структуры чего-либо [4].

Нарушение нормальной структуры поведения можно считать отклонением, девиацией, девиантным поведением, или с другой точки зрения акцентуацией личностных характеристик, черт характера, свойств личности.

Девиация и акцентуация тесно связаны, имеют много общего, но при этом им свойственны оттенки различий, которые мы здесь обсуждать  не будем.

Известно, что любая наука имеет право назваться наукой только, когда она отвечает определенным требованиям, которые сводятся к тому, что каждая наука должна иметь:

- собственный объект и предмет исследования;

- полезные для общества цели и задачи;

- свои методы исследования.

Объект науки,  о которой мы ведем речь – это аутодеструктивное поведение в разных формах проявления.

Предмет обсуждаемой науки – это аутодеструктивное сознание, психика, психическая конституция субъектов с аутодеструктивными наклонностями и склонностями.

Цели аутодеструктивной  психологии:

- видение и подход к аутодекструктивной личности  как к целостному субъекту жизнедеятельности; 

- проектирование, конструирование комплексной системы аутодеструктивной  психологии;

- систематизация, системная организация аутодеструктивной  психологии.

Задачи  аутодеструктивной  психологии:

- повышение эффективности, улучшение качества  процесса теоретических изысканий и практической реализации результатов  аутодеструктивной  психологии;

- выработка адекватного аутодеструктивного тезауруса;

- психологизация и технологизация подготовки и повышения квалификации кадров, специалистов в сфере аномального, асоциального и антисоциального поведения;

- модернизация аутодеструктивной психологии, приведение его в соответствие с требованиями современности. 

Основные методы аутодеструктивной психологии:

- методы теоретического исследования;

- методы практического осуществления.

Методы теоретического исследования:

- основные;

- дополнительные,  вспомогательные.

Основной и решающий метод современной аутодеструктивной психологии – это эксперимент [5].

Кроме того в современной аутодеструктивной психологии применяются дополнительные,  вспомогательные методы психологического исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, моделирование. социометрия и т.д.

Методы практического осуществления:

- психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, психотерапия;

- аутотренинг, психотренинг, социально-психологический тренинг;

- методы психической саморегуляции, релаксация, медитация.

Проведенный анализ соответствия аутодеструктивной психологии научным требованиям дает основание полагать, что  данная сфера знаний обладает полным правом именоваться наукой в истинном смысле этого слова.

Многолетний научный, практический и преподавательский опыт работы укрепил нас во мнении о настоятельной необходимости функционирования и полном праве на самоопределение  аутодеструктивной психологии.

Нашу миссию мы видим в пропаганде передовых идей, распространении прогрессивных веяний в  новоявленной сфере знаний, пионерами, зачинателями которой мы себя ощущаем.

Аутодеструктивная психология – это новая наука и практика, прикладная  психология, имеющая свой научный,   прочный теоретический, методологический  фундамент.

Актуальные проблемы аутодекструктивной психологии мы исследуем  и реализуем в русле разрабатываемой нами холономной парадигмы психологии.

Эпистемология, методология и технология инновационной холономной парадигмы психологии представлены  в наших предыдущих

публикациях [6].

Особо следует отметить, что холономная парадигма (ХП)  аутодеструктивной психологии - это единая триада, характеризующая  строение и согласованное функционирование:

-       дивергентно-латеральной парадигмы (ДЛП);

-       функционально-структурной парадигмы (ФСП);

-       системно-стилевой парадигмы (ССП) аутодеструктивной  психологии.

ДЛП, ФСП и ССП  соотносятся между собой как высший, средний и детальный  уровни иерархической структуры  понимания и постижения искаженной, деструктивной (девиатной, деликвентной, аддиктивной)  картины мира, как идеологияфеноменология и праксиология   аутодеструктивной психологии [7].

Тезаурус холономной парадигмы (ССП) аутодеструктивной психологии:

- дивергенция, латерализация;

- функциональная структура;

- системно-стилевая организация;

- норма, акцентуация (девиация), психопатия (патология);

- деструкция, аддикция, суицид;

- превенция, интервенция, поственция;

- психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психотерапия;

- психотехнология, психотехника;

- аутотренинг, психотренинг.

Холономика  аутодеструктивной  психологии – это:

- целое,  включающее  и соединяющее составные части: научные, образовательные лечебные, учреждения и мероприятия;

- целостность, закономерно связывающая множество аутодеструктивных феноменов;

- целостное образование фиксирующее порядок функционирования, последовательность трансформации субъективной  деструктивной картины  мира в конструктивную;

- форма, способ устройства, механизмы  диагностики, превентивной коррекции, охраны психического здоровья;

- психологическая конституция, психический строй, склад.  

Антипод деструктивного поведения - конструктивное поведение, общение, деятельность.

Конструктивное общение – общение налаживающее, строящее (конструирующее) и поддерживающие эффективные отношения между людьми и с самим собой,- аутоконструктивное общение.

Разговор о конструктивной (аутоконструктивной) психологии,  о проблемах конструктив-ного общения и поведения, о методологии и технологии их эффективного формирования и интенсивного развития мы продолжим в следующих публикациях [8].

 

1. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - 2 изд, исправл. - М.: Академия, 2004.

2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. - М.: МЕДпресс, 2001.

3. Руководство по аддиктологии /Под ред. В.Д.Менделевича.  СПб: Речь, 2007.

4. Клиническая психология: Учебник  /Под ред.Б.Д.Карвасарского. СПб.: Питер, 2002.

5. С.М.Морозов, Т.В.Вашека. Основы суицидологии. Киев, 2002.

6. Моховиков А.Н. Суицидология: прошлое и настоящее. Изд-во: ООО «Когито-Центр», 2001.

7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 

Категория: Статьи ученых | Добавил: flower
Просмотров: 1363 | Загрузок: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]