Четверг, 25.04.2024, 07:01
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Статьи ученых

Психологическая профилактика аутодеструктивного поведения среди подростков
[ Скачать с сервера (49.5 Kb) ] 09.10.2012, 07:30

   

Психологическая профилактика аутодеструктивного поведения среди подростков

 

Р.Б. Абдрахманова - к. психол. н., доц. ИМиД (PhD), КазНПУ  им. Абая

 

 Аутодеструктивное поведение в психологической литературе, это такое поведение, которое связанно с причинением себе вреда, разрушением своего организма и личности. Современные ученые (Е. В. Змановская, А.Г. Амбрумова) под аутодеструктивным поведением понимают поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности личности.

 Различают внутренние формы суицидального поведения - суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции и внешние формы суицидального поведения — суицидальные попытки и завершенные суициды.

Психологический смысл такого поведения чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей подросток оказывается.

Психологическая профилактика заключается в проведении комплекса различного рода мероприятий, направленных на предупреждение аутодеструктивного поседения.

Подростковый возраст будем рассматривать от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.

К числу основных социально-психологических проблем, характерных для подростков с аутодеструктивным поведением, относятся:

- отношения с родителями,

- трудности, связанные со школой,

- проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного  пола.

Отношения родителей с детьми не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. Многие попытки аутоагрессии у подростков рассматриваются как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением. Так же существенную роль играет сохранность семьи и ее благополучность.

Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.

Проблемой, связанные со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства” - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

Среди мотивов, объясняющих аутоагрессию, сами подростки и психологи указывают на различные способы, оказать влияние на других людей: "дать человеку понять, в каком ты отчаянии”, "заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался”, "показать, как ты любишь другого” или "выяснить, любит ли тебя другой”, "повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение”, "призыв, чтобы пришла помощь от другого” (мотивов может быть и несколько).

В психологической литературе рассматривается всё многообразие аутоагрессивных действий от легких форм несуицидальной аутоагрессии до калечащих и инвалидизирующих актов и завершенных суицидов.

Так А.Г. Амбрумова [1]  и ряд других исследователей расценивают суицидальное поведение как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта.

А. Е. Личко [2]  изучая саморазрушающее поведение у подростков выделяет ряд особенностей в зависимости от типа акцентуации характера.

Основным содержанием общего направления профилактической работы является ослабление и по возможности устранение социальных и социально психологических причин и условий, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения подростков.

Распознавание угрозы суицида возможно, чрезвычайно редки случаи, когда суициду не предшествуют предупреждающие сигналы.

Для психолога важно своевременно определить  надвигающийся суицид. Тенденции к разрушению собственного здоровья (физического и психического) отмечаются у подростков с нарушением межличностных отношений, "одиночек”, употребляющих алкоголь или наркотики, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;  сверхкритичных к себе, страдающих от недавно испытанных унижений или трагических утрат.

К основным признаками эмоциональных нарушений приводящим к аутоагрессивному поведению   относятся:

- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку,

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

-  погруженность в размышления о смерти,

- отсутствие планов на будущее,

- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Далее рассмотрим  частную  профилактику, при непосредственной работе психолога с подростком.

Основной задачей является предотвращение суицидальных попыток, для этого необходимо: снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации, уменьшить психологи-ческую зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение, формировать компенсаторные механизмы поведения, формировать адекватное отношение к жизни и смерти.

По своему содержанию и организации профилактическая работа должна обьединить меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера и быть непрерывной, последовательной.

Значительно влияет на повышение эффективности профилактической работы тесное сотрудничество психолога с родителями, воспитателями и педагогами.

Схематично задачи консультационной работы  могут быть представлены в виде следующей индивидуальной программы [3] :

I. Этап поддержки:

1. Установление  контакта.

2. Раскрытие суицидоопасных переживаний.

3. Мобилизация адаптивных вариантов копинг-поведения и личностной защиты.

4. Заключение  контракта.

II. Этап вмешательства:

1. Когнитивный анализ неопробованных способов решения проблемы.

2. Выявление неадаптивных когнитивных механизмов, блокирующих оптимальные способы разрешения ситуации.

3. Коррекция неадаптивных когнитивных механизмов.

III. Этап повышения уровня адаптации:

1. Поведенческий тренинг неопробованных способов разрешения кризисной ситуации.

2. Выработка навыков самоанализа и самонаблюдения за неадаптивными когнитивными механизмами, а также их преодоления.

3. Введение новых значимых других для поддержки и помощи.

К принципам  и задачам психологической помощи относятся (по аналогии с кризисной психотерапией [3]):

1) ургентный характер помощи, связанный, во-первых, с наличием жизненно важной проблемы, требующей неотложного активного вмешательства психолога в ситуацию, и, во-вторых — с выраженной потребностью пациентов в эмпатической поддержке и на первых порах — в руководстве его поведением;

2) нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных когнитивных феноменов, приводящих к развитию суицидальных переживаний и способствующих рецидивам суицидоопасного риска;

3) поиск и тренинг неопробованных пациентом способов разрешения актуального межличностного конфликта, которые повышают уровень социально-психологической адаптации, обеспечивают личностный рост, повышение фрустрационной толерантности.

Далее рассмотрим особенности индивидуальной кризисной психотерапии  и  специальные  технические приемы (Карвасарский) .

На этапе кризисной поддержки при установлении терапевтического контакта применяется прием выслушивания, который является чрезвычайно важным в кризисной психотерапии в связи с тем, что это фактически единственный способ, позволяющий при его правильном применении значительно дезактуализировать травмирующие переживания в короткие сроки. Можно считать, что кризисная терапия невозможна без этого приема и мастерство психотерапевта состоит в том, чтобы любыми средствами «разговорить» пациента и создать условия для проговаривания им травмирующих переживаний. На этом этапе психотерапевт может отступить от принятого в психотерапии правила продолжительности одной встречи с пациентом в 50 мин, и если пациент способен и склонен говорить, то встреча может продолжаться несколько часов. Пациент при этом выслушивается терпеливо и сочувственно, психотерапевт обеспечивает эмпатическую обстановку, способствует катарсическому отреагированию пациента. Не следует прерывать речь пациента (чрезвычайно важное правило). На этом этапе работы исключается конфронтация и другие активные элементы психотерапии. Выслушивание пациента — основной элемент раскрытия суицидоопасных переживаний. Психотерапевтические задачи установления контакта и раскрытия суицидоопасных переживаний считаются реализованными, когда, несмотря на усилия психотерапевта и применение им техники классической вербализации и избирательной вербализации (обобщающие высказывания психотерапевта касаются только травмирующей ситуации, другие же темы игнорируются), пациент самостоятельно перестает говорить на травмирующую для него тему и самостоятельно же выбирает другую тему для обсуждения. По невербальным признакам отмечается снижение эмоционального напряжения и эмоциональная разрядка пациента при сфокусированном обращении к теме травмирующих переживаний. Задача установления терапевтического контакта и прием выслушивания требуют в некоторых случаях 4-5 встреч.

Далее реализуется терапевтическая задача актуализации адаптивных вариантов копинг-поведения и личностной защиты, требующие обязательной эмоциональной поддержки пациента. Реализуя эту задачу, психотерапевт актуализирует антисуицидальную мотивацию путем обращения пациента к прошлым достижениям и будущим перспективам. Проявления личностной несостоятельности пациента не интерпретируются и не анализируются. Сопротивление пациента игнорируется.

Этап кризисной поддержки завершается заключением терапевтического контракта, основная задача которого состоит в кризисной психотерапии — локализации кризисной ситуации и проблематики. В целом задачи кризисной поддержки считаются выполненными, когда купируются аффективные расстройства, что значительно снижает актуальность суицидальных тенденций и позволяет перейти к этапу кризисного вмешательства.

Кризисное вмешательство имеет своей целью реконструкцию нарушенной микросоциальной сферы пациента и когнитивной перестройки его представлений о причинах и путях выхода из кризиса. На этом этапе применяются известные технические приемы когнитивно-поведенческой психотерапии. Особенностью психотерапевтической работы является точная фокусировка пациента на терапевтических задачах этапа и игнорирование его стремления вернуться к обсуждению симптоматики и других незначимых проблем.

На этапе повышения уровня адаптации применяются различные варианты поведенческой психотерапии, проводится индивидуальный поведенческий тренинг, который может быть реализован через систему домашних заданий.

Таким образом, для проведения профилактической беседы с индивидом, находящимся в состоянии психологического кризиса, можно предложить определенное ее построение с выделением основных этапов. Однако возможно, что беседа пойдет в другом направлении, этапы могут меняться местами, совмещаться и т.п., так как любая схема несет в себе элемент условности. Творческое применение методики, искреннее желание помочь человеку в беде, удержать его от рокового шага должно быть главным ориентиром в работе психолога.

 

1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства //Социальная и клиническая. психиатрия, 1996. - №4. - С. 14-20.

2. Личко, А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков Текст. / Е. Личко // Саморазрушающее поведения у подростков. — Л.: ВНИИ им. В.М. Бехтерева, 1991.-С. 9-15.

 3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: Учебник /Под ред. Б.Д.Карвасарского, -2-е. изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. -672с.

4. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 288 с.

5. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001 – 624 с.

 

Категория: Статьи ученых | Добавил: flower
Просмотров: 7444 | Загрузок: 449 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]