К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ - Статьи ученых - Каталог файлов - Школьный психолог
Суббота, 10.12.2016, 19:31
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Статьи ученых

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
[ Скачать с сервера (48.5Kb) ] 26.06.2012, 09:17

К проблеме организации работы по профилактике суицида в образовательной среде

 

О.С.Сангилбаев - д.психол.н., профессор, КазНПУ имени Абая,

Ж. Исабаева - СШ им.Маншук Маметовой, г. Туркестан,

А.О. Сангилбаева - КазУМОиМЯ имени Абылайхана,

У. Джунусова - магистр психологии КазНПУ имени Абая

 

Образовательные учреждения, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств.

В данной работе мы предлагаем модель суицидальной превенции на уровне отдельного образовательного учреждения.

В этой связи можно задать следующие базовые вопросы: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство? что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством? и что необходимо делать, когда самоубийство произошло?

Предлагаемая модель является многоуровневой: охватывает отдельные уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции.

Цель создания модели суицидальной превенции в систематизации мер, предпринимаемых в учреждениях образования без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.

Принципы модели:

-  Принцип ценности личности, заключающийся в самооценности каждого участника образовательного процесса.

-  Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

-  Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

-  Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

-  Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса [1].

В результате, организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, посткризисного сопровождения. Предлагаем следующее содержание модели:

Модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде»

Первый уровень – общая профилактика, основная цель - повышение групповой сплоченности в школе.

Предполагаемые мероприятия. Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

- Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении и развитии.

- Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

- Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка [2].

- Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

- Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика, основная цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей

группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Мероприятия связаны с диагностикой суицидального поведения

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

- Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

- Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

- Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Задачи психолога на данном этапе:

- Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

- Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

3. Классные часы, круглые столы, стендовая информация

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

- Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

- Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.

4. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

- Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.

- Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.

Третий уровень – вторичная профилактика, основная цель – предотвращение самоубийства

На этом уровне предлагается следующие мероприятия:

1.         Оценка риска самоубийства.

Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи психолога на данном этапе:

- Психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

2. Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства, и в его задачу входить оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей.

Задачи психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.

- Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

На данном этапе задачи психолога должны быть определены и требуют проработки.

Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово "самоубийство”, а не "несчастный случай” или "неизвестная причина смерти”. Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

Следующий уровень – третичная профилактика, основная цель снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Здесь мероприятия связаны с оповещением, возможностью проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

Задачи психолога на данном этапе:

- Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы);

- Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профи-лактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем [3].

Задачи психолога на данном этапе должны быть определены и

требуют проработки. По нашему мнению, данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов.

Предложенная модель суицидальной превенции "Уровни профилактики суицида в образовательной среде” требует дальнейшего теоретического и практического осмысления.

Предлагаемый психологический тренинг "Психологическая поддержка как фактор профилактики суицидального поведения” является попыткой практического осмысления данной темы.

 

1. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.

3. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку. -М., 2006.

 

 

 

Категория: Статьи ученых | Добавил: flower
Просмотров: 2041 | Загрузок: 404 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]