ПCИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Статьи ученых - Каталог файлов - Школьный психолог
Понедельник, 05.12.2016, 01:22
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Статьи ученых

ПCИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
[ Скачать с сервера (33.5Kb) ] 26.06.2012, 08:54

ПCИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

А.К. Рысбаева - д.п.н., профессор, Стипендиат международной программы Президента

 РК «Болашақ», Россия, г. Москва

 

На современном историческом этапе общественного развития казахстанское образование стремиться к поиску ответов на действительно кардинальные вопросы: как повысить качество образования? Какие условия необходимо создать для формирования конкурентоспособных знаний? Каким образом обеспечить условия достижения успешности учебной деятельности обучающихся? Ответы на поставленные вопросы нацеливают педагогов на исследовательский поиск, на глубокие научно-теоретические и научно-методические разработки.

Обеспечение психологического комфорта в педагогическом процессе школы, вуза как одного из факторов формирования успешной обучающей среды, является актуальной проблемой педагогического исследования.

Понятие «психологического комфорта» отражает состояние социально-психологического климата группы, которая по сути является одной из существенных характеристик социальной среды. Рассматривая вопрос о феномене социально-психологического климата группы, Н.Е.Щуркова пишет: «Групповой и общественный климат – показатель и способ непосредственного факторного влияния среды на становление и развитие личности. Прикосновение среды к личности совершается через климат как условие хорошего или дурного самочувствия человека в определенной среде» [1, С.119].

Особый интерес представляет мнение В.Б.Ольшанского: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера – все это скорее метафорические, чем строго научные, выражения, очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом может пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом» [2, С.260].

 В профессиональной деятельности педагога особую   значимость имеет обеспечение хорошего психологического климата на уроке, многие учителя определяют его, как состояние  психологического комфорта в процессе обучения. Почему это важно? И что чувствуют обучающиеся, если этого самого «комфорта» нет? Достаточно ли наших  знаний, чтобы обеспечить  максимум условий, при которых учащийся будет свободен в общении, активен в познавательном поиске, самостоятелен в принятии решений? Все эти вопросы обязывают   еще раз обратиться к научным исследованиям, посвященным проблемам этики, эстетики, педагогического такта, культуры общения.

По теории диалога культур  В.С.Библера  педагогическую культуру  следует определять как общение индивидов в различные моменты передачи культуры. Педагогическая культура проявляется в процессе соприкосновения «я» (педагог) с «ты» (ученик). Педагог, как обладатель педагогической культуры является образцом для ученика, но именно диалог, если он построен достаточно грамотно, может явиться условием передачи культуры как ценности, благодаря которой обучающийся вбирает в себя все необходимое для формирования личностно значимых качеств.

Интерес представляют идеи М.Х Фишбейна о необходимости формирования педагогической культуры толерантности, которая является основанием воспитания личности. Исследователь  поднимает одну из острых проблем современности -  нравственную деградацию подрастающего поколения, называя ее «»ценностным кризисом». И одним из условий, которые смогут решить эту проблему, М.Х.Фишбейн предлагает осмысление педагогики толерантности [3].

Исследуя феномен психологического комфорта, создания благоприятных условий для обучающегося, мы пытаемся представить, прежде всего, портрет учителя, того, кто готовит урок, кто продумывает его цель, задачи, структуру, предполагает результаты. Вне сомнения, учитель стремится к получению положительных результатов, то есть к успеху. Мерилом его успешной деятельности являются результаты деятельности учащихся. Следовательно, содержание деятельности учителя определяется направленностью на  успех.

В достижении успеха, заботясь о  благоприятном психологическом климате на уроке, он обязан постоянно работать над собой.  Вспомним «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко – педагог отмечал, что фразу: «Иди, сюда Миша!» он научился говорить с 20-ю оттенками в голосе [4].

В  создании психологического комфорта  важное  значение имеют голос, речевая культура, такт,  жесты, мимика и другие показатели педагогической техники. Особо следует отметить профессионализм учителя в построении взаимоотношений в системе «учитель-учащиеся», в подсистемах «ученик-ученик», «ученик - группа учащихся» и т.д. Н.Д.Хмель определяет их воспитательными механизмами педагогического процесса [5].

Обращаясь к культурно-исторической теории Л.С.Выготского, следует отметить его главные положения, которые имеют самое непосредственное отношение к изучению вопроса о влиянии психологического комфорта на успешность деятельности субъектов педагогического процесса. Они достаточно четко сформулированы В.В.Давыдовым [6]:

- основой психического развития человека выступает качественное изменение его социальной ситуации ( или его деятельности);

- всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание;

- исходной формой деятельности является развернутое ее выполнение человеком во внешнем (социальном) плане;

- психологические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности;

- существенная роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам;

- важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.        

Теоретическое осмысление данных положений учителем дает возможность выработать определенные принципы создания условий психологического комфорта на уроке. 

Обсуждение изучаемой темы педагогами обусловило выработку различных определений, таких как: психологический комфорт – это средство развития здоровой личности ребенка; или: психологический комфорт – это условия жизни, при которых обучающийся чувствует себя спокойно, нет необходимости  для защиты, нет причин для тревоги и страха. Главным критерием  психологического  пространства, учителя назвали безопасную среду, которая одновременно является, и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной.

Создание на уроке психологического комфорта   способствует проявлению положительной мотивации учения, познавательной активности, стремления добиваться успеха.

 

1. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2005.

2.   Ольшанский В.Б. Социальная психология. – М., 1975.

3. Фибштейн М.Х. Формирование педагогической культуры

толерантности как основание воспитания личности. – Педагогическое

образование и наука. №4, 2011. – С.77-81.

4. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы: Гылым, 1998.

5.  Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: Молодая гвардия, 1971.

6.  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.: ИНТОР, 1996.

Категория: Статьи ученых | Добавил: flower
Просмотров: 1419 | Загрузок: 268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]