МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ - Разработки и статьи учителей с приложениями - Каталог файлов - Школьный психолог
Вторник, 06.12.2016, 15:14
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Разработки и статьи учителей с приложениями

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ
[ Скачать с сервера (49.5Kb) ] 26.06.2012, 08:37

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

 

А.Н. Алёхин - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Герцена, Санкт- Петербург, Россия

А.В. Локтева - ассистент кафедры общей и клинической психологии Белгородского государственного университета, Белгород, Россия

 

В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным с приобщением подростков к употреблению психоактивных веществ. Значительное внимание привлекают факторы риска, влияющие  на склонность к формированию зависимого поведения. Происходящие в подростковом возрасте изменения характеризуются физиологическими, социальными, личностными, когнитивными преобразованиями. Для многих подростков сложность заключается в быстрой адаптации к происходящим изменениям. В связи с нарушением адаптации, социально-психологическими проблемами велик риск формирования зависимого поведения.

Природа возникновения алкогольной зависимости многофакторная. Разные авторы по-разному определяли ведущие факторы риска употребления алкоголя подростками.

Исследования позволили определить ряд механизмов, влияющих на формирование алкогольной зависимости в подростковом возрасте.

Каплан Г.И.считает, генетический фактор в развитии алкоголизма играет значимую роль. Существует определенная физиологическая чувствительность к воздействию алкоголя.

Установлено, что у детей, родители которых употребляли алкоголь, имеется особая физиологическая ранимость, или интолерантность к алкоголю.

Отметим, что еще Бандура А., сторонник бихевиорального направления, указывал, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого.

Восприимчивые к окружающему, неспособные еще правильно оценить явления, происходящие вокруг, дети воспринимают поведение родителей в качестве примера для подражания.

Сухарева Г.Е. выделяет факторы, играющие существенную роль в генезе последующих нарушений поведения: неправильное воспитание ребенка, длительность воздействия неблагоприятной обстановки [5].

Значимое влияние на мотивацию употребления алкоголя оказывают тип акцентуации и тип психопатии [3].

По мнению Куприяновой Е.И., важную роль в формировании личности подростка оказывает опыт переживания глубинных психотравм, к которым относит развод родителей, воспитание вне родительской семьи, воспитание мачехой (отчимом), воспитание в детском доме, неправильное воспитание, алкоголизм родителей, сексуальная травма в детстве.

Подтверждение роли психотравмы в процессе употребления алкоголя подростками мы находим и в зарубежных источниках (Deykin, E.Y., Buka, S.L., Zeena, T.H., Clark, D.B.; Bailey, S.L.; Lynch, K.G.). Отмечено, что часто подростки, употребляющие алкоголь, имели опыт переживания физического и сексуального насилия [8], [9], [10] .

Шитов Е.А., останавливаясь на проблеме влияния ранней детской психической травмы на клинику и динамику алкогольной зависимости, отмечает, взрослые больные алкогольной зависимостью и подростки, злоупотребляющие алкоголем, отмечают более часто в анамнезе раннюю детскую психическую травму по сравнению с группами контроля [7].

В некоторых современных зарубежных работах также указывается, что на формирование алкогольной зависимости в подростковом возрасте может оказывать влияние развод родителей, высокое социально-экономическое положение, недостаточная эмоциональная близость членов семьи и такие эмоциональный состояния, как депрессия и тревога.  Только доверительные отношения между родителем и ребенком способны снизить риск формирования аддикции [11].

Таким образом, семейные факторы могут являться как факторами риска формирования алкогольной зависимости (в случае эмоционального дискомфорта в семье), так и защитным механизмом против становления аддиктивного поведения.

Толстых Н.Н., Кулаков С.А., изучив мотивационную сферу личности подростков с аддиктивным поведением, отмечают такие деформации, как: утрата временной перспективы будущего; снижение мотивации общения (равнодушие к оценке со стороны других людей, к их одобрению, любви); повышение мотивации неудовлетворенности существующим положением; повышение мотивации «защиты Я» и мотивации личной автономии (реакции протеста или реакции эмансипации) [6].

Процесс употребления алкоголя влияет на личностные изменения.  Причинами аномального, деструктивного развития, как правило, являются: неспособность ребенка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения жизненно важных потребностей; несформиро-ванность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющих ему справляться с эмоциональным напряжением; наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит  конструктивного решения [4].

Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л., выделяют особенности подросткового возраста, которые являются факторами риска формирования аддиктивного поведения. К таковым относили повышенный эгоцентризм; тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов; амбивалентность и парадоксальность характера;  стремление к неизвестному, рискованному; обостренная страсть к взрослению; стремление к независимости и отрыву от семьи; незрелость нравственных убеждений;  болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность; склонность преувеличивать степень сложности проблем; кризис идентичности; деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира; негативная или несформированная Я-концепция; гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипация, группирование, увлечение, сексуальные поведенческие реакции, детские реакции (отказ от контактов, игр, пищи, имитация, компенсация и гиперкомпенсация); низкая переносимость трудностей; преобладание пассивных копинг-стратегий в преодолении стрессовых ситуаций [2].

Кулаков С.А. относит к личности подростков с аддиктивным поведением следующие черты, которые могут явиться "мишенями психопрофилактики”: незрелость, "аффективная логика”, лабильность, легкость фрустрации, снижение самооценки, тревожность, блокирование потребности в защищенности, свободе, самоутверждении, потребность в одобрении, страх оценки, эгоцентризм, неуверенность, обвинение других, избегание проблем. Кроме того, у этих подростков блокирована потребность в безопасности и материнской любви, способность планировать долгосрочное будущее.

По мнению Сироты Н.А., Ялтонского В.М., на процесс формирования различных видов отклоняющегося поведения оказывают влияние личностные и средовые факторы. К личностным факторам относят особенности когнитивной сферы, Я-концепцию, интернальный локус контроля, аффиляцию, эмпатию, ценностно-мотивационную структуру. Средовые ресурсы представлены окружением, в котором живет подросток.

Белокрылов И.В., Даренский И.Д., анализируя личностные особенности подростков в преморбиде алкоголизма, отмечают, что таким лицам свойственны субклинические проявления диссоциативных симптомов (нарушение самосознания, границ Я; явления отчуждения витальности, активности, эмоций).

Можно предположить, что для таких личностей алкоголь является средством компенсации, облегчающим процесс адаптации в социуме, даже таким деструктивным способом.

Среди интегральных личностных особенностей, оказывающих влияние на развитие аддиктивности, Короленко Ц.П. определяет сниженную переносимость трудностей, которая обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют, либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем. Это сочетается с повышенной обидчивостью, подозрительностью, что влечёт за собой частые конфликты. Присущий аддиктивной личности скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение в частых сменах настроения, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверены. Поверхностный характер социабельности и ее ограниченности во времени сочетается с обострённым стремлением производить на окружающих положительное впечатление. Кроме того, для аддиктов характерна стереотипичностъ, повторяемость поведения. Сложившийся стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить. Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки. Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникнуть без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний. К детерминантам наркозависимости и аддиктивности в целом можно отнести наличие базовых трудностей в саморегуляции чувств, самооценки, взаимоотношений, заботы о себе [1].

Анализ литературных источников позволяет выделить и формализовать медико-психологические аспекты, характеризующие подростков, употребляющих алкоголь. В последнее время наблюдается рост подростков, употребляющих алкоголь, с тенденцией к снижению возраста начала употребления. В отличие от алкоголизма в зрелом возрасте у подростков он формируется в среднем в 3 раза быстрее, в течение 3 - 4 лет, т. е. идет быстрый процесс формирования болезни от первого употребления спиртных напитков до выраженных явлений алкогольного заболевания. Причины употребления алкоголя различны. Можно систематизировать и обозначить следующие аспекты, оказывающие влияние на формирование алкоголизации подростков: социальные, психологические, медико-биологические.

К социальным аспектам употребления алкоголя относится влияние культуральных особенностей, традиций, принятых в группе сверстников, семье, в обществе в целом, нарушенная социальная микросреда.

Обобщая эмпирические данные, следует выделить психологические факторы, оказывающие влияние на психогенез алкоголизации. К психологическим факторам следует отнести: нравственную незрелость личности, индивидуально-психологические особенности личности, сложности пубертата, кризис формирования личности.

К медико-биологическим аспектам можно отнести генетический фактор (отмечено, что дети, родители которых употребляют алкоголь, чаще подвержены риску алкоголизации), расстройства поведения, психические  нарушения. Отмечено, у подростков,  употребляющих алкоголь, психические нарушения могут ускорить формирование зависимости.

С точки зрения психофизиологического концепта, можно  проследить относительную динамику алкоголизации подростков. На начальном этапе подростки склонны употреблять алкоголь как средство, направленное на редукцию фрустрации, на снятие эмоционального напряжения. Постепенно происходит фиксация поведения, сталкиваясь с проблемами, подростки однотипно реагируют на стресс употреблением алкоголя. Данное поведение приобретает стойкий характер за счет повторных подкреплений. Со временем  алкоголь становится необходимым элементом совладания со стрессовой ситуацией. При систематическом употреблении происходят изменения на биохимическом уровне, усугубляется алкоголизация, трансформируясь в устойчивую нозологическую единицу. 

Таким образом, формирование алкогольной зависимости в подростковом возрасте детерминировано влиянием медико-психологических факторов.

 

1.    Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии.-1991.- № 1.- С. 8-15.

2.    Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие под ред. Короленко Ц. П. – Новосибирск: НМИ, 1998.

3.    Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.

4.    Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд-во "Самарский университет".- 2002.- 206 с.

5.    Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М., - 1974. – 320 с.

6.    Толстых Н.Н., Кулаков С.А. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки /Н.Н.Толстых, С.А.Кулаков // Вопросы психологии. – 1989. – №2. – С.35-38.

7.    Шитов Е.А. Влияние ранней детской психической травмы на клинику и динамику алкогольной зависимости. Автореф. дис. : канд. мед. наук. Москва. 2007. - 27 с.

8.    Clark, D.B., Bailey, S.L., Lynch, K.G. The effects of childhood abuse on adolescents with alcohol use disorders. // Alcoholism: Clinical and Experimental Research.1998. Vol. 22.P.72.

9.    Deykin, E.Y., Buka, S.L. Prevalence and risk factors for posttraumatic

stress disorder among chemically dependent adolescents // American Journal of Psychiatry. 1997. Vol. 154(6). P. 752–757.

10.    Deykin, E.Y.; Buka, S.L.; Zeena, T.H. Depressive illness among

chemically dependent adolescents // American Journal of Psychiatry. 1992. Vol. 149(10). P. 1341–1347.

11.    Tomcikova, Z., Madarasova Geckova,  A.,  Orosova, O., Dijka, J.P.,  Reijneveld, S.A. Parental Divorce and Adolescent Drunkenness: Role of Socioeconomic Position, Psychological Well-Being and Social Support // European Addiction Research. 2009. Vol. 15. No. 4. P. 202-208.

 

Категория: Разработки и статьи учителей с приложениями | Добавил: flower
Просмотров: 1069 | Загрузок: 226 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]