Пятница, 19.04.2024, 17:29
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Разработки и статьи учителей с приложениями

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.
[ Скачать с сервера (35.5 Kb) ] 26.06.2012, 08:31

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.

 

Г.Б. Конысбаева - преподаватель колледжа Жетысуского государственного

 университета им. И. Жансугурова, г.Талдыкорган

 

Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти.

Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух "Я”, которая выражается в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, волевой безудержности с ограничительной силой поступка.

С 60-х годов XX века суицид становится все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи констатировали показатель "помолодевшего суицида": самоубийство является третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за последние десятилетия. По данным ВОЗ, все страны мира  можно разделить по показателю суицида на три группы.  Современный Казахстан занимает четвертое место в группе  с высоким и очень высоким уровнем самоубийств (свыше 20 человек на 100 тыс. населения).

Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у молодежи, и насколько существенны они сегодня в  нашем  обществе?  На  первом  месте  из проблем, характерных для подростков с  суицидальным  поведением,  находятся отношения  с  родителями  (примерно  в  70  процентах  случаев  эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте  -  трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы  взаимоотношений  с  друзьями,  в основном противоположного пола.

Отношения родителей с детьми зачастую не строятся  на  том  фундаменте открытых,  полностью  искренних   эмоционально-теплых   отношений,   которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых  испытаний,  с  которыми встречается подрастающее  поколение.  И  не  случайно,  что  многие  попытки суицида  у  молодых  рассматриваются  психологами  как  отчаянный  призыв  о помощи,  как  последняя  попытка  привлечь  внимание   родителей   к   своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим  и  старшим  поколениями.

Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом -  ведь  около половины подростков, совершивших попытки самоубийств,  выросли  в  семьях,  в которых один из родителей или умер, или покинул семью.

Распад  семьи,  впрочем,  является  мощным   фактором,   связанным   с самоубийствами,  и  у  взрослых.  Среди  одиноких,   холостых,   и   особенно, разведенных, гораздо чаще встречаются добровольные уходы из жизни. В  большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины.

Интересно, что молодых (в возрасте 15-19 лет), наоборот, ранние  браки не спасают от уменьшения риска суицида -  по  данным  американских  авторов, среди женатых юношей в 1.5, а среди  замужних  девушек  в  1.7  раз  процент самоубийств выше, чем у их несемейных сверстников. Это связано с тем, что "молодые" браки  чаще  всего   являются  попыткой,  и  не  всегда удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы,  например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.

Школьные  проблемы  обычно  связаны  с  неуспеваемостью  или   плохими отношениями с учителями и администрацией школы, реже с  взаимоотношениями  в классе. В наших школах, в отличие, например, от японских, где  перед  каждой экзаменационной  сессией  происходят  десятки  самоубийств  школьников,  эти проблемы  обычно  не  являются  непосредственной  причиной  самоубийств,  но приводят  к  понижению  общей  самооценки   учеников,   появлению   ощущения не значимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам  и незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки.

Одним из основных психологических  объяснений  проблем,  связанных  со сверстниками,   особенно   противоположного   пола,   является    чрезмерная зависимость  от  другого  человека,  что  возникает,   обычно   в   качестве компенсации  плохих  отношений  со  своими  родителями,   из-за   постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом  случае  часто  бывает,  что отношения с другом или подругой становятся столь  значимыми  и  эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"),  что  любое  охлаждение  в привязанности, а  тем  более  измена,  уход  к  другому  воспринимается  как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую  жизнь.  При  этом  иногда, при отсутствии  поддержки  близких  и  окружающих,  происходят  "ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и  собственно  несвязанные  с осознанным намерением лишить себя жизни.

Среди мотивов, объясняющих  попытки  самоубийства,  сами  подростки  и эксперты-психологи указывают на  различные  способы  таким  образом  оказать влияние на других людей: "дать понять  человеку,  в  каком  ты  отчаянии"  - около 40 процентов случаев, "заставить сожалеть человека,  который  плохо  с тобой обращался" - около 30 процентов  случаев,  "показать,  как  ты  любишь другого" и "выяснить, любит ли тебя действительно другой"  -  25  процентов, "повлиять на другого, чтобы он изменил  свое  решение"  -  25  процентов,  и наконец в 18 процентов случаев "призыв,  чтобы  пришла  помощь  от  другого" (мотивов, может быть, у каждой жертвы суицида несколько).

Несмотря на возрастающее сегодня  общественное  внимание  к  проблемам семьи,  детско-родительским  отношениям  и  просто  к  проблемам  общения  и взаимоотношений, современная ситуация в этом плане еще во многом  далека  от идеала.   Профессиональные   и   другие   проблемы   родителей,   отсутствие достаточного  времени  в  силу  различных   социально-экономических   причин зачастую приводят к формальному воспитанию  детей  или  перекладыванию  этой функции на школу или вообще неизвестно на кого.

В современных  условиях   наблюдается увеличение   разрыва   между различными  возрастными  и   социальными   группами   (усиливается   процесс "дифференциации") - это происходит из-за быстрого изменения культурных  норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления  влияния  моды и ряда других причин.

Все это приводит к тому, что проблема "отцов и детей" как никогда важна  именно сегодня, и от ее решения  зависит  успех  диалога между подростками и взрослыми и ценность реальной помощи молодым.  Пока  попытки взрослых наладить контакт с молодежью зачастую сводятся  к  метаниям между анархистскими  лозунгами  "полную  свободу  молодежи"  и  стародавними призывами "надо уважать и слушаться старших".

С другой стороны, современное молодое поколение находится в наилучшем положении, оно имеет  гораздо  больше  других   потенциальных   возможностей   использовать преимущества, связанные с тенденциями изменений в обществе. Следовательно, задачей современных родителей, воспитателей, наставников должно стать формирование адекватного отношения к жизни и смерти; воспитание качеств и свойств личности, в основу которых составляют стабильные ценностные ориентаций и нравственные установки, формирование положительных эмоциональных – волевых качеств и стрессоустойчивости.

 

1.    Акопян К.З. Самоубийство: проблемы мотивации //  ПЖ,    1996,  №2. С. 16-23.

2.    Ефремов В.С. Основы суицидологи. – 2004.

3.    Адамова Л. И. Профилактика суицидального поведения. -1999.

Категория: Разработки и статьи учителей с приложениями | Добавил: flower
Просмотров: 1153 | Загрузок: 162 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]