СКАЗКИ ДЛЯ БОЯЗЛИВЫХ ДЕТЕЙ - 1 Октября 2013 - Блог - Школьный психолог
Понедельник, 05.12.2016, 01:21
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Сказкотерапия [19]
Все о сказкотерапии. Пишем лечебные сказки.
Литературный клуб [0]
Литературное творчество психологов,учителей, студентов
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » 2013 » Октябрь » 1 » СКАЗКИ ДЛЯ БОЯЗЛИВЫХ ДЕТЕЙ
10:21
СКАЗКИ ДЛЯ БОЯЗЛИВЫХ ДЕТЕЙ
Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста. Чаще всего это боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью. Психологи выделяют возрастные периоды особенно яркого проявления определенных страхов: 2-3 года — боязнь животных, темноты, ночные страхи; 4 года — боязнь насекомых, воды, высоты, сказочных героев; 5-6 лет — боязнь несчастий, пожаров, катастроф, боязнь школы; с 7-8 лет — страх умереть или боязнь смерти близких.
Страхи могут возникать в результате подражания тем, кто боится, и как реакция на эмоционально значимые ситуации (испуг, тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в детском учреждении, семье и т. п.). По продолжительности страхи бывают: кратковременными (15-20 мин), быстро проходящими после успокоительной беседы и затяжными (1-2 месяца), тогда даже лечебные мероприятия не всегда дают желаемые результаты.
Сам по себе страх — продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Но существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх становится навязчивым, превращается в фобию и делает из нормального ребенка невротика. Одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь боязливым детям преодолеть их, и является терапевтическая сказка.
 
Страшилки, или Кто кого боится?
 
(Сказка-парадокс)
В одном большом доме жили маленькие страшилки. Они были такие трусливые, что никогда не гуляли по дому днем. Страшилки тряслись от ужаса при одной только мысли встретить кого-нибудь из обитателей дома.
Только с наступлением ночи, когда все жители ложились спать, страшилки осторожно выбирались из своего убежища и пробирались в комнаты мальчиков и девочек, чтобы поиграть их игрушками.
Они старались быть тихими-тихими и все время прислушивались к звукам. Если в комнате раздавался чуть слышный шорох, страшилки сразу же кидали игрушки на пол и вскакивали на свои маленькие ножки, готовые убежать в любую секунду. Их волосы от страха поднимались дыбом, а глаза становились огромными и круглыми.
Можно себе представить, что было с детьми, которые просыпались от звука упавшей игрушки и видели перед собой такое взъерошенное /чудовище/. Любой нормальный ребенок начинал кричать и звать на помощь родителей.
От крика детей страшилкам становилось еще хуже. Они забывали, где в комнате дверь, начинали прыгать из угла в угол, иногда даже запрыгивали на кровать к ребенку, но все же успевали убежать и спрятаться до прихода родителей.
Родители заходили в комнату, включали свет, успокаивали и усыпляли детей и уходили в свою спальню. И весь дом снова погружался в сон. Только маленькие страшилки не спали до утра. Они горько плакали в своем укрытии, потому что опять не смогли поиграть игрушками.
Дорогие дети, не пугайте страшилок по ночам своими криками, дайте им спокойно поиграть вашими игрушками.
В популярной, а иногда и специальной литературе, можно найти утверждение: страхи детей — плод их богатого воображения. На самом деле это не совсем точное изречение. Первый закон воображения, сформулированный Л. Выготским, гласит: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
А это значит, гто воображение детей значителъно беднее, чем у их старших братьев и сестер, родителей и других взрослых.
Если ребенок не знает, кто такие вампиры, он их не боится. Он не боится их до тех пор, пока не увидит, как дрожат от страха старшие братья и сестры, когда смотрят кино-ужастики про вампиров. Ребенок нагинает подражать старшим, а значит, тоже бояться.
У него появляется собственный жизненный опыт переживания страха, пока небольшого и поддающегося быстрому «лечению». Однако страх может стать навязчивым, затяжным и превратиться в фобию, если старшие (может, не осознавая до конца опасности того, 2то делают) закрепляют его своим поведением. Например, демонстрируют на шее испуганного ребенка, как вампиры впиваются в горло и высасывают кровь.
Что делать, если все же ребенок уже научился бояться вампиров или других чудовищ? Объясните ему, 2то да, вампиры, то есть существа, пьющие кровь, действительно существуют — это комары, клопы и блохи. А фильм или книга о вампирах — это сказка для взрослых. Взрослые не боятся их, так как знают, что на самом деле вампиров нет. А еще рассказывайте ребенку специальные терапевтические сказки — веселые, парадоксальные и неожиданные.
Сочиняя сказку, вводите в нее смешные детали и наделяйте нелепостями именно те ситуации, которые тревожат ребенка больше всего. Например, когда чудовище гонится за сказочным персонажем (подразумевается, за ребенком), оно вдруг спотыкается, шлепается в лужу, долго не может встать, поскальзывается и шлепается обратно.
Помните, в волшебной сказке происходят чудеса. Грозное чудовище можно остановить добрым словом и хорошим поступком, его можно пожалеть, накормить и превратить в своего друга.
 
«МОИ ДРУГ - ДРАКОН»
 
У   меня есть знакомая девочка по имени Дарья. Мама и папа зовут ее Даша, а старший брат — Трусишка. Год назад, когда Дарья была совсем маленькой девочкой, старший брат рассказал ей сказку о непобедимом трехголовом Драконе. Это чудище никто не мог победить, ни смелые богатыри, ни злые колдуны, ни добрые волшебники. Дракон был бессмертен. Если ему рубили голову, на ее месте вырастали три новые.
Это была очень страшная сказка. С тех пор Даша плохо спала. Каждую ночь ей снился один и тот же сон, что к ней в спальню врывается огнедышащий Дракон и... Даша в ужасе просыпалась. Девочка ни разу не сумела досмотреть это сновидение до конца, так ей было страшно.
Когда Дарья рассказала мне свой сон, я вспомнила, что все драконы — большие сластены, они очень любят конфеты и печенье. Мы договорились с Дашей оставить перед сном на тумбочке возле кровати блюдо со сластями и досмотреть сон до конца. На следующее утро Дарья рассказала мне продолжение сна. Когда Дракон ворвался в комнату и уже хотел на нее накинуться, он увидел блюдо с конфетами и печеньем. Дракон осторожно подошел к тумбочке и начал набивать свой рот сластями. После того как все было съедено, он тихо прошептал: «Даша, ты самая лучшая девочка на свете. Ты одна не стала рубить мою голову, а накормила конфетами и печеньем. Теперь я — твой друг. Никого и никогда не бойся, с сегодняшней ночи твой сон охраняет Дракон». После той ночи Дашу перестали беспокоить ночные кошмары. Во всей этой истории осталась одна загадка: куда пропали конфеты и печенье? Почему блюдо утром было пустым? Может быть, ответ на этот вопрос знают Дашины мама и папа?
 
«ПОЛЕЗНАЯ БОЮСЬКА»
 
В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и сытно. Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.
Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок бес толку до самого утра.
Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает:
— Ты почему плачешь?
— Спать хочу, — отвечает мышонок.
— Так почему не спишь? — удивился пес.
— Не могу, у меня Боюська.
— Какая такая Боюська? — не понял пес.
— Боюська-а-а-а-а, — еще сильнее заплакал мышонок.
— А что она делает?
— Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми.
— Вот здорово, — позавидовал пес, — мне бы твою Боюську.
— Те-бе, — перестал плакать мышонок. — Для чего она тебе?
— Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются.
А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську.
Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську.
С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.
Предложите ребенку поиграть в «магазин». Купите или обменяйте его «боюсъки» на книги, игрушки или конфеты.

 

Категория: Сказкотерапия | Просмотров: 667 | Добавил: aika17125964 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]