Когда ребенок теряет смысл жизни... - 20 Октября 2011 - Блог - Школьный психолог
Понедельник, 05.12.2016, 01:22
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Сказкотерапия [19]
Все о сказкотерапии. Пишем лечебные сказки.
Литературный клуб [0]
Литературное творчество психологов,учителей, студентов
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Когда ребенок теряет смысл жизни...
05:58
Когда ребенок теряет смысл жизни...
Когда ребенок теряет смысл жизни по мнению Б. Бетельхейма. И волшебная сказка как лекарство от этого
 
Когда теряется смысл…

Случается, что ребенок, даже самый любимый, воспитанный, и замечательный, начинает проявлять неожиданные черты характера – агрессию или замкнутость, гиперактивность или подавленность. То, что нравилось раньше – вызывает раздражение, казалось бы, хорошие, доверительные отношения с родителями дают трещину, которая ширится не по дням, а по часам. Такое может случиться с любым ребенком - в переходном возрасте или в самом начале посещения школы, после резкой смены окружения, связанной, к примеру, с переездом, или после разлуки с другом. Да мало ли может быть причин! Психологи называют подобное отклонениями в поведении или общении, различают их по степени тяжести, называют разные диагнозы и рекомендуют различные средства их преодоления.
Выдающийся датский психоаналитик и психолог Бруно Бетельхейм счел причиной таких отклонений… потерю ребенком смысла жизни. И действительно, уж если взрослому, чтобы запутаться в проблемах и переживаниях и не видеть выхода, зачастую надо не так уж и много, что говорить о детях? Зачастую проблемы, кажущиеся нам, с высоты нашего жизненного опыта, ничего не стоящим пустяком, для них становятся непоправимой бедой, неразрешимой задачей, заставляющей испуганный разум замкнуться в стенах своего уютного мирка - возможно, даже вымышленного, и носа не высовывать наружу. Да и зачем, если смысла все равно не видно? Получается некий замкнутый круг, который зачастую усугубляется переживаниями или раздражением родителей, недовольных изменениями в собственном чаде. И преодолеть эту замкнутость, зацикленность на проблеме бывает нелегко даже опытным лекарям душ.

Разорвать круг – как?

Чтобы что-то разрушить, или, наоборот, восстановить, для начала нужно это «что-то» увидеть. И желательно, увидеть целиком. А для этого просто необходим взгляд со стороны. То есть первым и основным шагом работы по обретению утерянного смысла жизни становится выход за пределы того самого «замкнутого круга» сосредоточенности на самом себе. Ну и за пределы реального мира заодно. И проделать это с легкостью позволяет самая обыкновенная волшебная сказка. Уже своим вступлением, тем самым «Жили-были в некотором царстве» или «В стародавние времена, когда звери и люди жили бок о бок», волшебная сказка уводит слушателя за грань привычного ощущения места и времени – и из этого мира. Жесткий реальный мир сменяет мягкий и пластичный мир фантазий и грез.

Какой должна быть сказка?

Мир сказки пластичен, он позволяет в считанные секунды строить и разрушать, стать на миг мудрым правителем или страшным тираном. Как тут не потеряться, да еще и себя самого найти – то есть смысл жизни? Тут поможет путеводный клубочек – чувство собственной значимости, необходимости, удовлетворения собой и своими поступками, которое очень важно для каждого ребенка. И не важно, что, может быть, пока поступков, вызывающих гордость, не случилось – они обязательно будут. И ребенку очень надо в это поверить, как и в то, что он кому-то нужен – например, самым близким и любимым людям, своим родителям. И в этом тоже может сказка. Но не любая. Она должна помочь ребенку понять самого себя, свои цели и устремления, возбудить любопытство, интерес к жизни и происходящим вокруг процессам. Она должна развивать интеллект, давать пищу для ума, и при всем этом не подавлять ребенка, а вызывать уверенность в себе, в собственных силах и своем будущем. И все это – не обращаясь к реальному миру с его жесткими рамками и неразрешимыми вопросами. Нелегкая задача. Практически по всем параметрам подходят мифы. Герои, побеждающие чудовищ и спасающие красавиц, всесильные боги… Все бы хорошо, но вот уверенности они не вселяют, поскольку герои часто гибнут, и даже боги, случается, отступают перед чем-то, чего не могут преодолеть.
Пищу для размышлений несут в себе басни – но мораль там слишком явно-наставительна, что часто вызывает у ребенка протест. К тому же маленькому ребенку эта мораль отнюдь не так явственна - к примеру, почему в басне «Стрекоза и Муравей» героиня не может плясать и веселиться летом, пока у нее есть на это время, и почему герой, оставивший ее замерзать зимой, считается положительным.
При использовании рассказа из реальной жизни (или вымышленного, приближенного к жизненной ситуации), результат оказался и вовсе потрясающим – ребенок просто его не понимает! Для ребенка, особенно маленького ребенка, реальный рассказ с объяснением причин и следствий какого-либо события, поступка, явления, психологически неправдоподобен. Он дает ребенку информацию – и только. Б. Бетельхейм писал: "Рассказы, действия которых происходят в современном мире, дезориентируют ребенка относительно реальности и вымышленности". Говоря проще, если сказка, предлагая ребенку и вымышленный мир, и вымышленные действия вымышленных героев осознается ребенком именно как сказка, то рассказы из реальной жизни вполне могут обернуться обыкновенной ложью. Ведь если взрослый может описывать некую вымышленную ситуацию, почему ребенок не может ответить тем же?
По мнению Б. Бетельхейма, всем приведенным выше требованиям удовлетворяет исключительно народная сказка. Она дает информацию, учит – но очень мягко, исподволь, она всегда ведет к хорошему концу – зло побеждено, а героя ждет награда, она предлагает ситуации, в которых ребенок может оценить себя, свои устремления, лучше понять их и то, к чему они ведут. Она дает так необходимое чувство удовлетворения и гордости – от сопереживания герою, который побеждает, спасает, помогает и обязательно получает награду. Именно с сопереживания начинается собственная внутренняя жизнь человека, как сказал испанский писатель и философ Ф. Саватор: "В будущем сила характера ребенка и выбор, который ему предстоит сделать и от которого зависит его дальнейшая судьба - пассивное подчинение обстоятельствам или активная борьба, - в значительной степени будут зависеть от того, насколько вымысел и фантазия смогли научить его доброте и смелости". И конечно, что может научить лучше хорошей доброй волшебной сказки!

Сочиняем сказку сами.

Сейчас звучит много споров о сказках. Некоторые считают, что народные сказки временами излишне жестоки, что может подавлять ребенка или же наоборот, показывать, что насилие – неотъемлемая и нормальная часть жизни. Если и вам так кажется, сочините сказку для ребенка сами!
Ведь вполне можно, и даже совсем несложно, следуя основным канонам (к примеру, те самые «жили-были») написать сказку не о битве Героя с Кащеем, а об… изобретении лодки или приручении огня! Такие сказки тоже вполне могут помочь ребенку справиться с какими-то проблемами (боязнью темноты или воды, например…), почувствовать сопереживание герою, удовлетворение и гордость – от изобретения они ничуть не меньше, чем от победы в бою. А еще пробудят интерес к окружающему миру и знаниям, ведь это так увлекательно – учиться! А может быть, именно такие сказки помогут ребенку стать великим изобретателем. Кто знает…
http://www.bayushki.ru/tales/therapy
Категория: Сказкотерапия | Просмотров: 607 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]